Российский производитель
защитных покрытий

«Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления»

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
18 Марта 2019

14-15 марта 2019 года в Москве прошла 14-я международная конференция «Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления». В ней приняли участие представители крупнейших производителей проката с полимерным покрытием, сервисных металлоцентров, а также поставщики лакокрасочных материалов. Основная дискуссия на конференции развернулась по вопросу текущего состояния и тенденций развития российского рынка проката с полимерным покрытием.

051901.jpg

Оценивая перспективы дальнейшего потребления проката, мнения крупнейших производителей: ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», ПАО «Северсталь» разделились. Наиболее оптимистичный прогноз приводят представители «НЛМК»: среднегодовой прирост потребления в России около 2,1% до 2022 года. Компания «Северсталь» прогнозирует сохранение потребления проката в 2019 году на уровне 2018 года - около 1,9 млн тонн. По оценке «ММК» в 2019 году ожидается снижение потребления на 2 %.

051902.jpg

Несмотря на отсутствие единой позиции по перспективам дальнейшего роста, производители выделяют несколько факторов, которые будут оказывать наибольшее влияние на отрасль, а именно:

- профицит предложения (ввод мощностей сильно опережает рост потребления);

- снижение объёмов импорта;

- наращивание экспорта продукции крупными российскими производителями для сохранения загрузки производства;

- развитие недобросовестной конкуренции.

Для защиты рынка от фальсификата комиссией Ассоциации «Русская Сталь» совместно с ПАО «Северсталь», ПАО «НЛМК», ПАО «ММК» проводится создание новых нормативных документов, разрабатывается специальная маркировка проката, осуществляются мероприятия по включению проката с полимерным покрытием в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.


Вам также может быть интересно
Взгляд на Восток. Российский и мировой рынок стали: 29 августа — 5 сентября 2021 г.
13.09.2021
Взгляд на Восток. Российский и мировой рынок стали: 29 августа — 5 сентября 2021 г.
Главным событием прошедшей недели стал, без сомнения, Восточный экономический форум (ВЭФ), на котором были озвучены весьма амбициозные планы развития Дальнего Востока и Арктики. Очевидно, эти регионы значительно нарастят потребление металлопродукции в ближайшие годы.

Как, в частности, сообщил генеральный директор ИнфраВЭБ (входит в Группу ВЭБ.РФ) Денис Ноздрачев, общая стоимость промышленных и инфраструктурных проектов в Арктике и на Дальнем Востоке, часть из которых уже реализуется, а часть — рассматривается, составляет 2,4 трлн. руб.

Возле Владивостока предложено построить целый город на 300 тыс. жителей, для которых, естественно, будут созданы новые рабочие места. Будет обустраиваться трасса Северного морского пути, разрабатываться нефтяные и угольные месторождения Таймыра, добываться медь на Чукотке, строиться новые заводы по сжижению газа. Как раз к старту ВЭФ на Амурском ГПЗ была запущена первая линия по производству гелия.

Все это производит устойчивое впечатление, что Россия все больше будет прирастать Дальним Востоком и Арктикой. Там начинается новый инвестиционный цикл, что создает мощный источник спроса на ресурсы, в том числе, стройматериалы и металлопродукцию.

Собственно, один проект по строительству завода по производству судостроительного листа на 1,5 млн. т в год с инвестициями в 158 млрд. руб. на ВЭФ был уже озвучен. Правда, вызывают некоторый напряг планы инвестора выпускать еще 250 тыс. т труб большого диаметра в год. Да, для местных потребителей производство ТБД на Дальнем Востоке будет выгодно с точки зрения логистики. Но для российского рынка в целом еще одно предприятие данного профиля — это сильный перебор.

Достаточно много на ВЭФ говорилось о переходе к безуглеродной энергетике, который провозгласили западные страны. В последнее время они все более активно стремятся прогнуть весь мир под свои климатические идеалы, и мир... в целом прогибается. У нас тоже озаботились выбросами парниковых газов, правда, с продвижением своих методов верификации. Некоторые известные предприниматели даже заявляют, что российский природный газ может оказаться невостребованным уже в 2030-2035 гг. (привет большим трубникам!) или даже, что если российская экономика срочно не «позеленеет», ей придет полный кирдык и разорение.

В то же время, следует отметить, что в триумфальном шествии альтернативной энергетики пока больше пиара, чем реальных достижений. Прошедшее лето показало, что она еще не является надежным источником энергии.

В последние месяцы в Китае, Индии, странах Восточной Азии, Евросоюзе и США наблюдался повышенный спрос на электроэнергию из-за жаркой погоды и постковидного восстановления экономики. При этом засуха в Южной Америке и на западе США привела к падению выработки электроэнергии на ГЭС, в Европе выдалось маловетренное лето, а в Китае с точки зрения гидроэнергетики 2021 г. выдался не выдающимся. И сразу оказалось, что покрыть возросшие потребности населения и промышленности могут только угольные и газовые энергоблоки. А цены на уголь и природный газ при этом достигли многолетних максимумов, а то и вовсе рекордных значений.

Проблема заключается в том, что все эти «умные» сети, «хранилища» электроэнергии на тысячи мегаватт-часов и водородные технологии пока что разработаны, в основном, на лабораторном уровне или, в лучшем случае, внедрены в единичных проектах. Чтобы вывести их на широкую промышленную основу, понадобятся многие годы и триллионы долларов. А кампания против угля, газа и нефти ведется уже сейчас, причем, во всевозрастающих масштабах. Так можно доиграться и до реального энергодефицита!

Между тем, в мировой экономике более чем хватает проблем и помимо глобального потепления. Продолжает обостряться транспортный кризис. В августе снова подскочили цены на контейнерные перевозки и тарифы на фрахт. Причем, по мнению отраслевых аналитиков, осенью весьма вероятны новые повышения.

Логистические проблемы усиливают все более заметно проявляющуюся тенденцию сужения спроса на стальную продукцию. Сейчас на мировом рынке практически нет покупателей, нуждающихся в значительных объемах проката и полуфабрикатов и готовых платить за них дорого. Во Вьетнаме продолжаются локдауны. Турецкая экономика сильно изменилась за лето, сбавив темпы роста. Снижение инвестиционной и строительной активности наблюдается в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Европы.

В Китае, как стало традиционным в этом году, пытаются одновременно бежать во все стороны. В первых числах сентября цены на прокат на местном рынке возросли на ожиданиях традиционного осеннего оживления, в первую очередь, в строительной отрасли. Между тем, китайские власти продолжают политику ограничения производства стали с целью улучшения экологической обстановки и борьбы с глобальным потеплением. Впрочем, это хорошо хотя бы тем, что Китай сокращает экспорт стальной продукции. Хотя бы он не давит на цены.

Во второй половине сентября, когда подойдет к концу дождливый сезон, должен активизироваться и азиатский рынок. Во всяком случае, могут сократить свои внешние продажи индийские металлурги. Однако пока в регионе ходит коронавирус, а правительства отвечают на него карантинами и локдаунами, рассчитывать на сильный экономический подъем никак не приходится.

Российские компании и в таких условиях находят рынки сбыта, но цены на их продукцию упали до апрельских отметок. Горячекатаный прокат опустился до $870-875 за т FOB Черное море, а то и ниже, заготовка из СНГ котируется менее чем по $600 за т FOB. При этом меткомбинаты усиленно пытаются проталкивать свою продукцию на сужающийся рынок и тем самым только сбивают цены еще ниже.

На внутреннем российском рынке продолжается падение. Некоторые компании словно соревнуются друг с другом в скоростном спуске. Среди них есть и производители, и металлотрейдеры. Если продолжать в том же духе, то через пару недель котировки на арматуру и горячекатаный прокат опустятся на уровень экспортного паритета, причем с учетом уплаты пошлин.

Многие участники рынка уже ждут, чтобы меткомбинаты, наконец, указали, какой именно уровень они считают «дном», ниже которого они не провалятся. Но остановить разогнавшуюся за два с лишним месяца ценовую лавину будет непросто. Особенно с учетом того, что дела на мировом рынке тоже идут не лучшим для производителей образом. Впрочем, есть вероятность, что во второй половине сентября или в начале октября экспортные котировки стабилизируются, а может, и немного отскочат вверх.

Правительство пока не собирается вносить коррекции в уровень экспортных пошлин именно на стальную продукцию, хотя на чугун, возможно, ставка будет снижена. Сам эксперимент, скорее всего, продлится только до конца текущего года, но в 2022 г. пошлины, вероятно, сменит более гибкая система с переменной ставкой НДПИ. В общем, меткомбинаты в любом случае «попали».

Хотя, чем ниже цены на стальную продукцию, тем быстрее восстановится спрос на нее. Реальное потребление проката в России неплохое, перспективы, как показал ВЭФ, достаточно хорошие. Надо только навести, наконец, порядок с ценами. Резкие перепады уже, признаться, утомили.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Ростехнадзор выявил 500 нарушений на объектах ММК
11.09.2021
Ростехнадзор выявил 500 нарушений на объектах ММК
Ростехнадзор выявил 500 нарушений промышленной безопасности на объектах Магнитогорского металлургического комбината (ММК), сообщается на сайте службы.



"Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в период с 10 по 23 августа 2021 года была проведена плановая выездная проверка 26 опасных производственных объектов ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ПАО "ММК"). В ходе проверочных мероприятий было выявлено 500 нарушений обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности", — говорится в сообщении.

Служба установила, что при эксплуатации технологического оборудования не выполняются основные задачи производственного контроля; представлены недостоверные сведения, характеризующие опасные производственные объекты; отсутствуют заключения экспертизы промышленной безопасности техустройств; не обеспечена безопасная эксплуатация грузоподъемных механизмов; отсутствует контроль за состоянием воздушной среды в газоопасных местах.

"По результатам проверки в отношении юридического лица ПАО "ММК" и 29 должностных лиц возбуждено административное производство по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности – ред.) Эксплуатирующей организации выданы предписания об устранении выявленных нарушений", — говорится в сообщении.

В компании заявили, что прошедшая на производственных объектах Магнитогорского металлургического комбината (ММК) проверка Ростехнадзора не выявила критических нарушений, треть замечаний проверяющих уже устранена."Критических нарушений при проверке не выявлено. В ходе проверки зафиксирован ряд замечаний, треть из которых были устранены еще до окончания инспекции. В отношении остальных замечаний проверяющие выдали предписание, по которому в ПАО "ММК" оперативно сформированы графики, определены сроки и ответственные за устранение", — заявили в компании.

Также, по информации компании, на ММК была проведена плановая выездная проверка Гострудинспекции по Челябинской области, по результатам которой было отмечено отсутствие системных несоответствий, а также положительная динамика в сторону снижения числа нарушений, выявленных в предыдущие периоды.

Источник: Прайм
Главное — не переусердствовать. Российский и мировой рынок стали: 22-29 августа 2021 г.
10.09.2021
Главное — не переусердствовать. Российский и мировой рынок стали: 22-29 августа 2021 г.
Август у нас обычно месяц сложный. И в этом году традиция оказалась соблюдена, по крайней мере, на рынке стали. Стоимость листового проката за последние четыре недели упала на 15-20%, а по некоторым позициям — и больше. Арматура, правда, подешевела менее чем на 10%, но она и стоила не так много на летнем пике.

Резкий подъем на рынке — это не очень хорошо. Но резкий спад — еще хуже. Сразу же проваливается спрос, так как обождать с закупками — значит, приобрести товар дешевле. А тут еще и во время рекордного взлета в первом полугодии некоторые клиенты вообще ушли с рынка. В частности, все жалуются на провал в секторе индивидуального жилищного строительства.

Более того, всегда находятся крупные игроки, которые начинают напропалую играть на понижение, заставляя весь рынок лихорадочно сбрасывать котировки. В июле этим отличались трубники, а в августе на слуху были производители изделий из оцинкованного и окрашенного проката.

Под такими играми всегда лежат стремление нарастить свою долю рынка в условиях падающего спроса и наличие запасов продукции, которую удачно удалось купить задолго до наступления пика подъема. А ведь у многих на складах лежит прокат, приобретенный как раз в июне-июле, который сейчас обесценивается со страшной силой...

Почему случился такой сильный обвал?! Конечно, определенную роль сыграло вступление в силу экспортных пошлин, которые значительно снизили доходность внешних продаж. Металлургам даже при нынешних ценах выгоднее продавать свою продукцию в России или в странах ЕАЭС, чем в дальнем зарубежье.

Однако представляется, что позиции меткомбинатов ослабила, прежде всего, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке. Если в июле им удалось перенаправить избыточные объемы стальной продукции за рубеж, то в августе спрос там упал. Пришлось искать покупателей дома и, конечно, идти им на уступки, порой, весьма серьезные.

При этом также следует учитывать, что в начале-середине лета цены на прокат в России были сильно завышенными. Если взять за базис экспортные котировки, то на внутреннем рынке аналогичная продукция порой стоила на 10-15 тыс. руб. за т дороже. Очень сильно перегрет был рынок проката с покрытиями. Ранее даже на летнем пике спроса на оцинковку она превышала холоднокатаный прокат не более чем на 20-25%, а в конце июля, когда «холодняк» уже начал падение, а прокат с покрытиями — еще нет, разница могла превышать 40%. Сейчас все эти избыточные надстройки демонтируются. Или, точнее, разваливаются на глазах.

До какого предела могут упасть цены? Традиционный ориентир на российском рынке — экспортный паритет. В данном случае — с учетом пошлины. Для горячекатаного проката его значение в данный конкретный момент будет составлять 65-70 тыс. руб. за т с НДС, для арматуры (если сравнивать именно с экспортной арматурой) — где-то 55-60 тыс. руб. за т.

Представляется, где-то на этих отметках и должно лежать дно, в которое российский рынок, по идее, упрется в ближайшие недели. Возможно, по инерции в каких-то секторах котировки его пробьют, но затем неизбежно последует положительная коррекция.

Правда, здесь есть еще один немаловажный нюанс. Экспортный паритет — сам по себе вещь не постоянная. В августе он, например, снижался. Причем внешние котировки на заготовку на Черном море опустились так низко, что после уплаты пошлины металлурги как бы не в убытке. Тем более, что металлолома в России, как оказалось, недостаточно даже после повышения ставки экспортных пошлин и сокращения объема поставок в дальнее зарубежье. Поэтому в августе сырье для мини-заводов даже несколько подорожало.

Основное влияние на мировой рынок стали сейчас снова оказывает коронавирус. А главные болевые точки — это Китай и страны Восточной Азии. Во вьетнамском Хошимине, втором по величине городе страны, жесткий карантин продлили до 15 сентября. Местный рынок стали сильно съежился, поэтому у российских компаний просто нет возможности отправлять туда горячекатаный прокат в таких же объемах, как и в июле. Индийские производители стали проявляют повышенную активность на зарубежных рынках, потому что на национальном у них тоже со спросом плоховато.

Очень сильно чудит Китай. Количество новых случаев коронавируса там в последнее время исчисляется парой десятков в день. Однако правительство страны исповедует принцип нулевой терпимости к ковиду. Поэтому даже один новый больной — это законный повод для проведения тотального тестирования в миллионном городе и введения строгого карантина до его завершения.

Больше всего китайские ограничения бьют по транспорту. Так, например, из-за пары случаев ковида был закрыт на две недели пограничный переход, через который проходит более половины экспорта монгольского угля в Китай. В результате спотовые цены на дефицитный высококачественный коксующийся уголь вмиг взлетели до более $400 за т CFR Китай — нового рекордного уровня в истории.

Из-за карантина нарушилась работа ряда крупных китайских портов, что только усилило всеобщий бардак в сфере морских перевозок. Тарифы на фрахт в августе подскочили на различных маршрутах еще на 10-20%. Коронавирус со страшной силой косит докеров и водителей грузовиков, а суда, нагруженные контейнерами, порой выстаивают в карантине на рейде до трех недель. По мнению специалистов в этой отрасли, рассчитывать на снижение логистических затрат в международных морских перевозках, можно будет только в будущем году, причем вряд ли в первом квартале.

Вообще, нынешний кризис показывает, что деньги в современной экономике все-таки играют вспомогательную роль. Все дело — в наличии реальных физических ресурсов. Как показывает пример США и других стран, нарисовать и раздать денег можно сколько угодно. Если в 2018-2019 гг. мировая экономика действительно страдала от недостаточного спроса и была подвержена дефляции, то сейчас эта проблема решена. В США вон недавно Конгресс проголосовал за выделение $1 трлн. на инфраструктурные проекты и антиковидную поддержку экономики, а в настоящее время там обсуждают новый пакет на $3,5 трлн. Чтобы, как говорится, никто не ушел обиженным!

В то же время, есть проблемы, которые решить с помощью денег невозможно. В тех же США горячекатаный прокат превысил $2100 за т EXW, а оцинковка идет почти на уровне алюминия (на торгах Лондонской биржи металлов, правда), потому что металла не хватает, хотя уровень загрузки мощностей в местной металлургической промышленности достиг 85%. Однако американский рынок закрыт для большинства поставщиков из других стран квотами и антидемпинговыми пошлинами.

То же самое происходит и с логистикой. Можно приобрести контейнеры, можно зафрахтовать суда, но невозможно купить время, которое будет потрачено на доставку груза из-за нехватки персонала и действия карантинных ограничений.

У нас в России государство исправно выделяет деньги на инфраструктуру и другие национальные проекты, но их реализация постоянно сдвигается вправо из-за нехватки квалифицированных специалистов и вообще работников. Причем некоторые, хотя далеко не все, не все, готовы даже пойти на крайние меры и просто платить больше.

Такие ресурсные ограничения бывают разные. Часто не хватает людей. Иногда — производственных мощностей. Так, по оценкам компании Boston Consulting Group (BCG), в этом году порядка 9 млн. автомобилей по всему миру не будет собрано из-за нехватки компьютерных чипов. Предприятий, способных изготовлять эту продукцию, в мире совсем не много. При этом спрос на нее возрос со стороны производителей электроники, компьютерной техники и медицинских приборов, а расширить выпуск чипов не представляется пока возможным по причине того же коронавируса. По прогнозу главы российского подразделения BSG Владислава Бутенко, решить эту проблему удастся не ранее второй половины 2022 г.

В принципе, в сентябре конъюнктура на мировом рынке стали должна улучшиться. Китайское правительство обеспокоилось тем, что экономика страны начала очень уж заметно проседать, и объявило о намерении перейти к ее стимулированию. Да и вообще, осенью там должны прекратиться дожди и наводнения, а снижение температуры воздуха позволит сократить потребление электроэнергии и покончить с ее дефицитом.

Ближе к завершению дождливого сезона должны оживиться рынки Индии и стран Юго-Восточной Азии. Подходит к концу период летних отпусков в Европе. Уйдет летний зной в Турции и других государствах Ближнего Востока и Северной Африки. Все это создает предпосылки для повышения покупательской активности на мировом рынке стали и роста цен.

Однако тут есть и много «но». Прежде всего, трудно рассчитывать на расширение металлопотребления в условиях действующих коронавирусных ограничений. Проблемы в секторе морских перевозок по-прежнему будут затруднять экспортные операции. В западных странах раскручивается инфляция, а в этих условиях нельзя больше реализовывать стратегию искусственного расширения спроса. Иначе эмиссионные деньги пойдут не на увеличение реального потребления, а только на раскрутку цен. Поэтому есть ненулевая вероятность перехода к более сдержанной денежной политике, а это приведет к сужению спроса.

В общем, надежды на улучшение есть, но рисков впереди много. И здесь важно не увлечься и не переусердствовать.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»