Российский производитель
защитных покрытий

Кризис спроса как кризис жанра. Российский и мировой рынок стали: 15-22 мая 2020 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
27 Мая 2020
На каком мы живем свете? Этот вопрос приобрел сейчас предельную актуальность. Эпидемия явно проходит пик, и на повестку дня встают новые проблемы. Например, во что нам обошлись недели карантина, и чего ожидать в ближайшие месяцы?

bswan.jpg

Прежде всего, следует отметить, что точных ответов на последний вопрос пока нет. Многое, очень многое будет зависеть от того, какие меры примет государство для восстановления экономики, и что оно реально сможет сделать. Не все участники рынка вышли из режима неопределенности и не конкретизировали свои планы на ближайшее будущее.

Поэтому начнем с того, что мы точно имеем в наличии. В частности, с данных Росстата. В соответствии с ними, промышленное производство в апреле сократилось на 6,6% по сравнению с тем же месяце прошлого года. При этом спад в обрабатывающих отраслях достиг 10%. Производство легковых автомобилей упало на 79,2% по сравнению с апрелем 2019 г., прочих транспортных средств – на 39,4%, электрического оборудования – на 28,4%. Железнодорожные перевозки черных металлов уменьшились на 19%, правда, само производство стали – только на 1,5%.

Металлургические предприятия, особенно, крупные и находящиеся недалеко от портов, утверждают, что чувствуют себя вполне неплохо. Сокращение внутреннего потребления они в целом смогли компенсировать за счет экспортных заказов. В последние несколько недель на внешнем рынке несмотря на все кризисные явления пользовались спросом полуфабрикаты, горячекатаный прокат и даже арматура и катанка отечественного производства. При этом металлурги рассчитывают, что экспорт будет выручать их и дальше, ведь большинство стран ослабляют свои карантинные ограничения, и спрос на стальную продукцию там восстанавливается.

В принципе, это так, но на этой «торной дороге», как всегда, имеются несколько малозаметных ухабов. Прежде всего, в настоящее время мировой рынок стали как никогда сильно зависит от Китая. Крупнейший в мире экспортер в последние месяцы играет роль импортера, обеспечивая сбыт российским поставщикам товарного чугуна, заготовки, слябов и горячекатаного проката. На данном рынке также широко представлены индийские и иранские компании.

Однако почему Китай вдруг повернул вспять свои товарные потоки? По самой простой причине – цены на внутреннем рынке сейчас более высокие, чем на мировом. Причем не потому, что Китай как-то вырос. Наоборот, упали все остальные.

Стоимость арматуры в Китае составляет в последнее время около $430-445 за т без НДС. Товарной заготовки – более $400 за т. Все бы неплохо, но металлолом в Китае – под $300 за т. Местный рынок из-за общего запрета на импорт промышленных отходов варится в собственном соку, вариантов расширения объемов предложения за счет закупок за рубежом нет. Поэтому многие китайские электрометаллургические предприятия простаивают, а прокатчики и даже мини-заводы готовы импортировать полуфабрикаты, пока они стоят не более $370-385 за т CFR. Станут дороже – интерес мигом пропадет.

Точно такое же соотношение – и на китайском рынке горячекатаного проката. Он тоже поставляется местными производителями по $430-440 за т без НДС. И некоторым покупателям из портовых городов, где рядом нет «своего» меткомбината, весьма привлекательно привозить аналогичную продукцию из-за границы, пока она стоит около $400 за т CFR. Все равно, во внутреннем потреблении горячекатаного проката доля импорта не превышает нескольких процентов.

В общем, Китай покупает стальную продукцию за рубежом, пока она дешева. Может ли она подорожать на его собственном рынке? В принципе, да. Скажем, вслед за железной рудой, которая к концу прошлой недели скакнула до более $100 за т, прибавив порядка 20% по сравнению с началом текущего месяца. Причем для такого скачка были объективные причины – а именно, вспышка коронавируса в бразильском штате Пара, где корпорация Vale добывает более трети железной руды. По этой причине она предупредила, что в 2020 г. ее клиенты могут недосчитаться 20-30 млн. т ЖРС.

Тем не менее, Китай так или иначе устанавливает «потолок», выше которого ценам на стальную продукцию не прыгнуть. А будут ли они вообще стремиться к этому пределу, во многом зависит от Индии. В апреле местное производство стали из-за карантина упало почти на 70% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, но потребление обрушилось более чем на 90%. В мае индийские металлурги начали возвращаться к жизни, а вот национальный рынок стали – не совсем. Для половины городского населения страны жесткие ограничения продлены до 31 мая. На минимальной отметке остается спрос на автомобили и бытовую технику. А строительный сектор, по мнению местных экспертов, только приступит к выходу из комы лишь после завершения дождливого сезона в октябре.

До этого времени индийская металлургия будет всецело экспортно ориентированной. В апреле-мае национальные меткомбинаты, работая с 30-40%-ной загрузкой, не вызвали избытка предложения листового проката в Азии и странах Персидского залива. Но если летом они увеличат выпуск, то вполне могут перегрузить региональный рынок.

Еще одна группа рисков связана с Евросоюзом. Местная промышленность медленно и тяжело выходит из кризиса. Прежде всего, на дне лежит автопром, а это, на минуточку, более 30% регионального спроса на стальную продукцию. Ненамного лучше дела у производителей оборудования – у них обвалились новые заказы. Сейчас, в кризис, все «режут косты», и первыми под нож идут программы капиталовложений. Очень плохи дела с потребительским рынком. И, как подозревает региональная ассоциация Eurofer, спрос на металл в Европе сможет хотя бы приблизиться к докризисному уровню не раньше 2021 г.

В связи с этим европейские металлурги усиленно лоббируют кардинальное урезание импортных квот, начиная с июля. Кроме того, Европейская комиссия начала антидемпинговое расследование против турецкого горячекатаного проката. Если демпинговая маржа будет определена на достаточно высоком уровне, это будет настоящее потрясение для всего регионального рынка. Сами турки тоже включили протекционистский режим, подняв пошлины на ряд видов стальной продукции до 10-15%, причем на страны ЕС и Балканского полуострова эти меры не распространяются.

В общем, российским металлургам во второй половине текущего года будет совсем не просто увеличить экспортные поставки в «дальнее зарубежье», чтобы за их счет компенсировать спад внутри страны. Поэтому нам, так или иначе, надо возвращаться к проблемам отечественного рынка. А они, собственно, те же самые, что и за рубежом, - обрушение потребительского и инвестиционного спроса, скачкообразное увеличение безработицы, снижение доходов населения и компаний, потеря уверенности в будущем, жесточайшая экономия как залог выживания. Кризис спроса во всей его красе.

Длительность, глубина и острота этого кризиса во многом будут зависеть от государственной политики. Только оно в обозримом будущем может смягчить падение инвестиционного спроса и поддержать население. Объемы государственных капиталовложений в инфраструктуру, меры стимулирования спроса и масштаб отраслевых программ будут, в первую очередь, определять спрос на стальную продукцию – и не только.

В настоящее время приоритет отдается помощи населению, в частности, в виде повышения детских пособий, стимулированию спроса на жилье за счет субсидирования ипотечных кредитов, умеренным налоговым льготам для малого бизнеса и самозанятых. Разрабатываются определенные меры поддержки для ряда пострадавших отраслей и программа восстановления экономики в целом, рассчитанная до 2022 г. Правда, какова в реальности эффективность данной политики, станет ясно через несколько недель, когда начнут снимать запреты в сфере услуг и непродовольственной торговле. О расширении госинвестиций в инфраструктурные проекты пока только ведутся разговоры, конкретики на этот счет нет, хотя именно этих мер больше всего ждут на рынке стали.

По-видимому, прояснение обстановки произойдет только в июне одновременно со снятием основной части карантинных ограничений. А пока что остается сидеть на удаленке, держаться и следить за меняющейся ситуацией.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
На рынках длинного и плоского проката продолжается ценовой рост
22.01.2021
На рынках длинного и плоского проката продолжается ценовой рост
Традиционное оживление спроса в начале декабря связанное с формированием складских запасов на первый квартал 2021 года позволило производителям повысить цены в большинстве регионов. Поддерживающими факторами укрепления котировок был рост цен на сырьевых рынках, а именно, существенное повышение стоимости лома и железорудного сырья. Ценовому росту способствовали ограниченные объемы предложения проката и высокая степень заполнения портфеля заказов на январь, когда значительная часть январского производства уже была реализована. Это позволяло поставщикам не спешить с реализацией оставшейся части проката и добиваться дальнейшего роста цен. В результате с декабря по середину января прирост цен на заготовку и готовый прокат составил от $100 до $190 в зависимости от региона.

dipp02.jpg

В Китае во вторую неделю января, несмотря на проседание цен на арматуру и катанку на внутреннем рынке на $8-9, экспортные котировки выросли на $10, и составили $625/т fob по заготовке, $630-650/т fob для арматуры и $670-690/т fob для катанки. Предложения по заготовке на импортном рынке ЮВА варьируются в диапазоне $600-630/т cfr, что в среднем на $12,5 выше, чем в первую неделю января. Предложения арматуры и катанки поступают по $650-680/т cfr и $690-710/т cfr соответственно, что на $5 и $10 выше, чем на предыдущей неделе.

На импортных рынках MENA цены на заготовку в течение недели выросли до $620-645/т cfr против $600-645/т cfr неделей ранее.

В Турции предложения заготовки на внутреннем и импортном рынках во вторую неделю января поднялись в среднем на $10 и $7,5, а экспортные цены выросли на $5.

Усиливаются тенденции роста цен на арматуру на рынке ЕС. После роста внутренних котировок в декабре на €50-80, производители с начала года подняли предложения еще на €30 по нижней границе до €590-600/т с доставкой.

Эксперты «Укрпромвнешэкспертизы» прогнозируют восходящий тренд в течение января, который будет поддержан стабильным спросом со стороны покупателей на рынках MENA и ЮВА в условиях ограниченного предложения в СНГ и Китае. Тенденции роста январских цен будут усиливаться по мере возвращения на рынок покупателей из ЕС и СНГ по окончании новогодних праздников. Постепенное ослабление спроса и спад торговой активности в Китае и ЮВА накануне Нового года по лунному календарю приведет к стабилизации цен в начале февраля.

В декабре на всех региональных рынках плоского проката сформировалась благоприятная для производителей конъюнктура. В сегменте тонколистового проката уровень цен за месяц вырос на 65-190 $/тонну. В первой половине января положительные тенденции на большинстве рынков продолжились. Наиболее нестабильной является конъюнктура рынка Китая и стран Юго-Восточной Азии.

В Турции конъюнктура рынка благоприятствует производителям. Высокий спрос на внутреннем рынке и в странах ЕС, существенное удорожание лома позволили местным поставщикам довести уровень локальных цен на г/к и х/к рулоны к началу января до 800 и 980-990 $/т exw соответственно. Таким образом, месячный прирост цен на рынке составил $115-190.

Поставщики из СНГ, реализующие прокат в портах Черного моря сконцентрировались на продажах на турецком направлении. В праздничный период цена проката пересматривались реже, чем обычно, но к середине января она достигла 770-790 $/т fob по г/к рулонам и 870-885 $/т fob по х/к рулонам. Таким образом, прирост цен сделок за шесть недель составил на $135-150.

На рынке тонкого листа в США продолжилась активная торговля, которая привела к росту спотовых цен на г/к и х/к рулоны с начала декабря (за шесть недель) еще на $275-297. В итоге г/к прокат в середине января реализуется по 1201 $/т exw, а х/к прокат – по 1386 $/т exw.

Лишь в Китае и в ЮВА тенденции были переменчивы – резкий рост цен на сталь и рост стоимости железной руды до рекордного за 9 лет показателя сменился ценовым откатом в условиях ослабления спроса. Китайские г/к рулоны кроме традиционных рынков, были законтрактованы в Турции по цене 730-740 $/т cfr.

Аналитики «Укрпромвнешэкспертизы» в январе прогнозируют существенное повышение цен поставщиками из СНГ на продукцию в портах Черного моря на фоне роста внутреннего спроса в Турции. Ожидается сезонный рост спроса со стороны трейдеров на прокат из СНГ с доставкой в марте-апреле для пополнения складских запасов. Также ожидается продолжение удорожания стального лома в Турции и СНГ.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Разные степени неопределенности. Российский и мировой рынок стали: 10-17 января 2021 г.
21.01.2021
Разные степени неопределенности. Российский и мировой рынок стали: 10-17 января 2021 г.
После непродолжительного отдыха работа начинается с места в карьер. Да и мир не стоит на месте. Обстановка постоянно меняется, в ней снова возникают неопределенности. На этой неделе ожидаются важные события, которые могут дать старт новым тенденциям.

В США 20 января в Белый дом должен официально придти новый президент. Правда, местные СМИ при всей своей ангажированности пока не показывают картины торжествующих победителей, но если в среду удастся провернуть всю процедуру без сучка и задоринки, политика немного сдвинется в сторону второго плана, а на первый выйдет экономика.

Уже известно, что новые американские власти готовят очередной пакет антиковидной финансовой помощи на общую сумму $1,9 трлн. В частности, каждому налогоплательщику выдадут по $1400, чтобы было, чем расплатиться за кредиты и аренды, а еще $350 млрд. получат власти штатов.

Это означает, что в реальный сектор экономики так или иначе поступят живые деньги, что может обернуться не только очередным повышением биржевых курсов, но и ростом цен на ресурсы. Вследствие этого продолжится подъем и на мировом рынке стальной продукции, как минимум, в западных странах.

В первой половине января внутренние котировки на горячекатаный прокат в США прибавили порядка $100 за т и вплотную подошли к рекордным показателям середины 2008 г. На европейском рынке рост также возобновился после праздничной паузы. Как считают местные специалисты, рано или поздно спрос и предложение сбалансируются за счет завершения процесса восстановления складских запасов, увеличения производства и импорта стальной продукции. Но в качестве самого раннего срока называются апрельские продажи с поставкой в июне-июле.

На Гайдаровском форуме, который проходил в Москве 14-15 января, на одной из сессий высказывалось предположение, что центральным банкам в конце концов придется повышать ставки, чтобы защитить валюты от обесценения, и перейти к более ограничительной денежной политике. Однако в ближайшем будущем это вряд ли произойдет. Борьба с коронавирусом, поддержка экономики и населения происходят исключительно за счет наращивания долгов и бюджетных дефицитов. Как отмечалось на том же форуме, сейчас абсолютный приоритет имеют поддержка реального сектора экономики и сохранение рабочих мест. Поэтому ставки останутся низкими несмотря на реальное раскручивание инфляции из-за более дорогостоящих ресурсов.

После каникул российские металлургические компании продолжили повышение экспортных котировок, которое сопровождается дальнейшим подорожанием стальной продукции на внутреннем рынке. Горячекатаный прокат по 67 тыс. руб. за т CPT, арматура по 63 тыс. руб. за т становятся объективной реальностью, отражающей реальные международные тенденции. А ведь мировой рынок еще не достиг пределов своего роста. И с учетом того, что в западных странах продолжают заваливать экономику деньгами, не известно, когда это прекратится.

Теоретически одним из факторов, призванных сдерживать этот подъем, является коронавирус. Во всяком случае, он играет важную роль в том, что нефтяные котировки растут медленно и неуверенно и пока не в состоянии далеко оторваться от отметки $55 за баррель. Хотя природный газ из-за похолодания в Японии, Китае, Западной Европе достиг многолетних максимумов. Однако локдауны пока что не затрагивают промышленность и строительство в западных странах, хотя в Малайзии и Китае, где в некоторых регионах зафиксированы новые вспышки коронавируса, играют всерьез, устанавливая карантин по полной программе, в частности, с запретом на автотранспортное сообщение.

Вообще, Китай на прошлой неделе усложнил обстановку на мировом рынке стали. В стране несколько ухудшилась рыночная конъюнктура вследствие сильного похолодания в северо-восточных провинциях, ковида, трудностей в энергоснабжении. Однако ситуация пока не катастрофичная. Тем не менее, китайские компании начали выходить на внешние рынки, предлагая катанку по $650 за т FOB и горячекатаный прокат по $680-700 за т FOB. Для сравнения, поставщики из СНГ стремятся довести котировки на эти виды стальной продукции соответственно до $750 и $780 за т FOB.

Дешевый китайский прокат уже появился на рынках Восточной Азии, Латинской Америки и даже Турции. Так что, если эта тенденция получит продолжение, стоимость отечественной продукции за рубежом понизится. Впрочем, 15 января котировки на Шанхайской фьючерсной бирже снова поднялись, оборвав спад. Предсказывать тут что-то трудно, надо просто проследить за тем, в какую сторону повернет китайский рынок на этой неделе.

Смена знака может произойти и с металлоломом. В последние дни турецкие металлурги добились понижения цен на этот ресурс. В странах Восточной Азии котировки уперлись в потолок вследствие неясного положения в Китае и прекращения подъема на региональном рынке арматуры. Это начинает оказывать давление на стоимость заготовки, которая к настоящему времени превысила $600 за т FOB. Впрочем, если она подешевеет, в России может опуститься арматура, которая сейчас предлагается заводами гораздо выше экспортного паритета.

Но делать далеко идущие выводы и здесь рано. Металлолом в Турции подешевел, в основном, из-за того, что местные компании обеспечили свои февральские потребности и часть мартовских и просто стали его меньше покупать. Между тем, в США и Европе январские котировки на лом превысили уровень предыдущего месяца соответственно, в среднем, на $100 и 50 евро за т. А в феврале он может снова подорожать за счет низкого ломосбора и продолжающегося роста цен на стальную продукцию. Да и у нас у тому времени вступят в силу повышенные экспортные пошлины на данное сырье.

Таким образом, существенного понижения цен на российскую стальную продукцию за рубежом в обозримом будущем скорее всего, не произойдет. А значит, нет особых оснований рассчитывать на удешевление проката в России — по крайней мере, в ближайшей перспективе. Западные рынки, похоже, может остановить только хор-роший кризис, Китай — это вещь в себе. Ослабить остроту проблемы, возможно помогло бы солидное, этак на 8-10% укрепление рубля, но он продолжает ослабляться параллельно с валютами западных стран.

Для российской экономики это чревато нарастанием дисбалансов, прежде всего, в финансовой сфере и на потребительском рынке. Хотя реальное производство на уровне крупных компаний чувствует себя неплохо. Перед Новым годом новостная лента была переполнена сообщениями о новых достижениях и запусках новых проектов. В целом эта тенденция продолжается. Приоритетные направления — энергетика, судостроение, авиастроение, нефте-, газо- и прочая химия. На первых ролях по уровню государственного интереса находится и строительный сектор. Там власти последовательно идут по пути упрощения условий работы для бизнеса. В целом обстановка в российской экономике выглядит достаточно устойчивой, и это, конечно, в определенной мере компенсирует внешние неопределенности.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Не так уж страшен черт... Мировой рынок металлургического сырья: 24 декабря — 14 января
20.01.2021
Не так уж страшен черт... Мировой рынок металлургического сырья: 24 декабря — 14 января
Мировые цены на металлургическое сырье в начале января дошли до пика и пока что на нем остановились. Декабрьский ажиотажный спрос сменился затишьем, что позволило достичь баланса с ограниченным объемом предложения. Теперь выход рынка на новые рекорды в ближайшее время выглядит весьма маловероятным.

metsyr.jpg

Более того, в последние дни в Турции и некоторых странах Восточной Азии обозначилось удешевление металлолома. Возможно, говорить о наступлении переломного момента еще рано, так как экспортеры данного сырья по-прежнему настроены на продолжение роста. Однако пока что рынок сделал паузу, как говорится, взяв время на размышление.

Ситуация с железной рудой неоднозначная. С одной стороны, похолодание в Китае опустило вниз внутренние цены на стальную продукцию, а ее видимое потребление на северо-востоке страны упало. Однако, с другой стороны, стоимость ЖРС на местном рынке остается стабильной, а новые проблемы с поставками из Бразилии и закупки перед Новым годом по китайскому календарю могут спровоцировать новое повышение.

Турецкие металлургические компании, активно скупавшие в декабре металлолом с поставкой в феврале и даже начале марта, после Рождества в западных странах значительно снизили видимый спрос. В некоторых сделках цены на материал HMS № 1&2 (80:20) немного превышали отметку $480 за т CFR, но средний уровень все же не дотягивал до этого показателя.

Это вызвало беспокойство у ряда поставщиков, ожидавших от турецких клиентов большей активности. Во второй декаде января отдельные продажи осуществлялись в районе $470 за т CFR, а то и менее. По оценкам комментаторов, на рынке обозначился спад. Турецкие металлургические компании приступили к понижению закупочных цен на металлолом местного происхождения.

Инициативу в удешевлении металлолома проявляют, прежде всего, производители арматуры. Для них сложившаяся в конце прошлого года стоимость сырья, и в самом деле, была великоватой. В то же время, котировки на катанку и горячекатаный прокат в Турции достаточно высоки, чтобы лом можно было приобретать даже по $500 за т CFR.

lomprice.jpg

В принципе, понижение цен в Турции вызвано, в основном, временным ослаблением спроса. Местные компании обеспечены заказами до марта-апреля, так что им придется через пару недель вернуться на рынок. А к тому времени уже вступят в действие экспортные пошлины на металлолом в России, что, очевидно, приведет к сокращению внешних продаж.

Да и поставщики металлолома в западных странах не считают, что рынок уже перевалил через свой пик. В США и Западной Европе стоимость стальной продукции продолжает подниматься. Так, европейский металлолом в начале текущего месяца прибавил 40-60 евро за т. В частности, материал Е3, соответствующий HMS № 1&2 (80:20), обходится местным заводам по $435-450 за т с доставкой. А локдауны, объявленные в ряде стран, привели к сокращению ломосбора. В январе американские трейдеры повысили цены на лом для национальных потребителей на $90-110 за т по сравнению с предыдущим месяцем. При этом спрос на него растет. В начале января средний уровень загрузки мощностей американских металлургических предприятий впервые с марта прошлого года превысил 75%. А по оценкам Argus, с октября 2020 г. по конец 2021 г. в стране войдут в строй электросталеплавильные мощности на 8,1 млн. т в год. Наконец, сразу же после инаугурации нового президента ожидается выпуск еще одного пакета антиковидной финансовой помощи на $1,9 трлн.

Неоднозначная обстановка сложилась в Японии. Новая вспышка коронавируса и резкое похолодание, сопровождающееся перебоями с энергоснабжением, приостановили подъем на местном рынке стали. Компания Tokyo Steel Manufacturing, которая в декабре 11 раз повышала закупочные цены на лом на своих заводах (в общей сложности, более чем на $130 за т за месяц), в начале второй декады января объявила понижение на одном из своих предприятий.

В то же время, на торгах ассоциации ломосборщиков Kanto Tetsugen, прошедших 13 января, цены взлетели до наивысшей отметки с 2008 г. - 44,75 тыс. иен ($431) за т FAS с поставкой в конце февраля. Японские экспортеры, ранее предлагавшие лом Н2 примерно по $420-425 за т FOB, немедленно взвинтили котировки до около $440 за т. До этого корейская компания Huyndai Steel заключила годовой контракт на покупку японского лома, хотя ранее срок действия таких соглашений не превышал трех месяцев.

Между тем, спрос на металлолом в странах Восточной Азии в настоящее время слабый. Региональные производители арматуры указывают, что ее стоимость недостаточно высока, чтобы покупать сырье по нынешним ценам. Крупнотоннажные партии американского лома HMS № 1 достигают $500 за т CFR в Бангладеше, но вьетнамские компании считают котировки порядка $490 за т CFR завышенными.

Китай после отмены запрета на импорт лома вернулся на рынок, но пока что объемы закупок крайне скромные, не более нескольких тысяч тонн. Китайцы, в частности, приобрели две партии японского лома HS (P&S, лом металлоконструкций), но новых сделок не заключают из-за слишком высоких цен. Нынешние котировки на HS достигают $500 за т CFR Китай, тогда как китайские компании не готовы платить более $450 за т. Внутренние цены на металлолом в стране существенно ниже, чем на региональном рынке.

Дальнейшее развитие событий в Азии будет во многом зависеть от Китая, где в начале второй декады января наблюдалось понижение внутренних и экспортных котировок на прокат. Но эта тенденция может оказаться краткосрочной. В Турции лом пока дешевеет из-за недостаточного спроса. Однако возобновление закупок, вероятно, будет сопровождаться новым повышением.

Подорожание металлолома в США способствовало взлету цен на товарный чугун. Предложения со стороны компаний из СНГ на этом направлении достигли отметки $600 за т FOB, что соответствует более $620 за т CFR Новый Орлеан. Правда, для турецких и европейских клиентов это чересчур высоко.

В начале января американские источники сообщали о реэкспорте товарного чугуна из Китая, где стоимость данного ресурса соответствует немногим более $500 за т. В частности, данная продукция поступала в США на уровне $570-580 за т CFR. Но китайцы не покупают чугун за рубежом с ноября и вряд ли у них остались значительные объемы этого материала для перепродажи. Железная руда на спотовом рынке немного подешевела в самом конце декабря, но в январе снова пошла в рост. Значение индекса Fastmarkets для австралийского материала с 62%-м содержанием железа снова превысило $170 за т CFR Циндао. А на торгах китайской биржи DCE котировки устойчиво держались интервала 1030-1060 юаней ($159-164) за т по наиболее торгуемому майскому контракту.

В последние три недели давление на рынок железной руды в Китае оказывали такие факторы как похолодание, приведшее к сужению спроса на стальную продукцию на северо-востоке страны, а также новая вспышка коронавируса в провинции Хэбэй. Кроме того, по данным консалтинговой компании Mysteel, в последнюю неделю декабря поступления железной руды в китайские порты достигли наивысшего показателя более чем за полтора года.

Однако в ноябре поставки сырья в страну опять уменьшились, а 14 января в Понта-де-Мадейра, крупнейшем экспортном порту бразильской корпорации Vale на северо-востоке страны, произошел пожар на железорудном терминале. В результате из пяти причалов остались осуществлять отгрузку только три. Кроме того, поступили данные о китайском импорте железной руды в 2020 г. Его объем превысил показатель предыдущего года на 9,5% и достиг рекордных 1,17 млрд. т. При этом предложение ЖРС на мировом рынке достаточно ограниченное.

В ближайшее время руда, очевидно, продолжит колебания вместе с остальным китайским рынком черных металлов. При этом существенные изменения в сторону роста либо падения маловероятны.

На рынке коксующегося угля продолжаются прежние тенденции. Стоимость премиального высококачественного сырья в Китае в начале января достигла $200 за т CFR, а к середине месяца приблизилась к отметке $210 за т. После того как в октябре в КНР был введен запрет на импорт угля из Австралии, китайские компании пытаются найти замену в Северной Америке, но объемы предложения там не сопоставимы.

В январе-ноябре 2020 г. Китай импортировал 69 млн. т коксующегося угля, на 5,2% меньше, чем в тот же период годом ранее. Из них 35 млн. т пришлось на поставки из Австралии и всего около 5 млн. т — на США и Канаду. К тому же, из-за коронавируса более чем на 20% сократился импорт из Монголии. В декабре китайские компании активизировали закупки угля в этой стране, а также в России, но дефицит по-прежнему ощущается.

В то же время, австралийские компании смогли повысить спотовые котировки на свой «твердый» уголь от около $102-103 за т FOB в начале января до более $113 за т. Этому способствовала активизация спроса на этот материал в Японии, Индии и Южной Корее. Кроме того, австралийцы смогли наладить экспорт в Европу, замещая там североамериканский уголь, идущий в Китай. Впрочем, превышение китайских цен над австралийскими в ближайшее время, по-видимому, останется близким к беспрецедентно высоким $100 за т.

metsyrtab.jpg

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»