Российский производитель
защитных покрытий

Рынки настолько волатильны, что любые прогнозы могут быть бессмысленны

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
13 Февраля 2020
28 января. FINMARKET.RU - Глава "Северстали" Александр Шевелев в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе рассказал "Интерфаксу" о перспективах развития мировой стальной отрасли, поделился производственными планами компании при стагнирующем спросе в РФ и дал оценку новым направлениям развития компании.

sst.jpg

- В 2019 году "Северсталь" неоднократно пересматривала прогноз потребления стали на внутреннем рынке в сторону увеличения. Какая цифра получилась по итогам года, и есть ли основания и в этом году рассчитывать на рост?

- Завершившийся год был неоднозначным для всей сталелитейной отрасли. Цены на глобальных рынках показали достаточно существенное снижение, спрос упал на фоне наблюдающегося замедления темпов роста мировой экономики. По нашим предварительным оценкам, рост спроса в Российской Федерации по итогам 2019 года был выше 4%. В начале прошлого года мы были более пессимистично настроены, затем ситуация улучшилась. Основным драйвером роста явилась строительная отрасль - наш крупнейший сегмент.

Что касается прогноза по этому году, World Steel Association прогнозирует рост спроса на сталь в России на 1,5%. Мы считаем, что это излишне оптимистичный прогноз. По нашим прогнозам, динамика будет в районе нуля.

- Это из-за высокой базы 2019 года?

- Да, база была довольно высока, это с одной стороны. А с другой, мы считаем, что именно в стройке рост продолжится, хотя он будет уже не такой значительный, примерно на уровне 1,5%.

- Что тогда просядет?

- Машиностроение и энергетика, скорее всего, снизят потребление. Машиностроение - примерно на 1%, энергетика - на 5-7%.

- Что может выступить в качестве такого неожиданного позитивного фактора, как стройка в прошлом году, когда изменения в законодательстве способствовали стремительному росту в отрасли в первом полугодии?

- Факторы есть, и мы на них рассчитываем. Хотя рынки настолько волатильны, что любые прогнозы могут быть абсолютно бессмысленными. Ситуация может очень стремительно развернуться по иному из-за совершенно разных причин. И это касается как мирового рынка, так и российского.

На российском рынке, безусловно, мощнейшим драйвером для улучшения может стать более агрессивная реализация национальных проектов. Если нацпроекты войдут в более зрелую фазу реализации, будет обеспечено необходимое финансирование и внимание со стороны всех структур, отвечающих за это, то спрос на сталь точно улучшится.

- Какие у вас прогнозы по ценам на сталь? В прошлом году Arcelor, еще ряд сталепроизводителей объявили о сокращении мощностей. Как вы считаете, этого достаточно для поддержания мировых цен на сталь? Что будет основным ориентиром в этом году - усиливающийся протекционизм, Китай, что-то еще? Может быть, есть основания рассчитывать на какую-то более благоприятную конъюнктуру?

- В прошлом году цена на металлопрокат снизилась в среднем на 15%. Это достаточно значительное падение, и этот год мы начинали с низкой базы. Если в начале прошлого года мы ориентировались на цену примерно в районе $500-510/тонна стали FOB Черное море, то в этом году мы пока более пессимистично настроены.

Что касается ограничений производственных мощностей в прошлом году, они, действительно, были. В целом - более чем на 10 млн тонн. В основном это делал Arcelor в таких странах как Италия, Испания, Германия. Но мы наблюдали эту тенденцию и у других производителей, это и US Steel, и Salzgitter Steel, и некоторые другие. Это улучшило баланс спроса и предложения, и поддержало цены на рынке.

В начале этого года стоимость стали несколько повысилась - примерно на 5-10%. Это хороший сигнал. Подорожание объясняется, в том числе, пополнением запасов основными потребителями стали и ожиданием сезонного спроса, которое тоже помогает цене. При этом сложно прогнозировать, насколько устойчив этот тренд, поскольку мы не видим существенного мирового роста деловой активности в основных металлопотребляющих отраслях таких как автомобилестроение и строительство. Очевидно, что благоприятными факторами могут стать как урегулирование торговых переговоров между Китаем и США, так и повышение покупательной способности населения.

- В 2019 году "Северсталь" сократила производство из-за того, что из состава группы выбыл проданный минимилл в Балаково. Какие у вас ожидания по уровню производства на этот год?

- Мы вышли из Балаково, который производил порядка 900 тыс. тонн металлопродукции в год, во втором полугодии. Несмотря на это, снижение производства в 2019 году составило лишь 2% благодаря тому, что нам удалось повысить производительность основных агрегатов на Череповецком металлургическом комбинате.

Но за ближайшие 2 года, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов, мы планируем увеличить объемы производства до уровня, сопоставимого с наличием мощностей Балаково.

- Не вводя новые мощности?

- Совершенно верно. К 2022-2023 году за счет программ повышения операционной эффективности, реализации локальных инвестиционных проектов, расшивки узких мест мы рассчитываем выйти на уровень объема производства 2018 года.

- У компании есть стратегический таргет: ежегодный дополнительный прирост к EBITDA на 10-15%. Есть ли уже понимание - удалось выполнить эту задачу по итогам 2019 года? Какие ожидания на 2020 год?

- Наша цель - 10-15% рост EBITDA. Но нужно учитывать, то это таргет без учета различных внешних факторов, в том числе макрофакторов.

Есть такое выражение, его приписывают Джону Кеннеди, что "прилив все лодки поднимает". То есть когда рыночная ситуация хорошая, все зарабатывают на этом, и можно демонстрировать результат. Когда становится хуже - все теряют, цена драматически падает, и никакими программами по эффективности ты не сможешь удержать валовую EBITDA или валовую прибыль. Поэтому мы выключаем этот рыночный фактор и смотрим только на нашу внутреннюю операционную эффективность.

За счет внутренней операционной эффективности и уникальных предложений для клиентов мы обеспечим прирост по итогам 2019 года, без учета макрофакторов, примерно на уровне 10%.

- Год назад вы говорили, что "Северсталь" наращивает поставки в ЕС для повышения эффективности экспортных продаж, так как Европа традиционно привлекательный для компании рынок. По итогам года насколько выросли поставки в этот регион? Какие прогнозы на 2020 год?

- Основным для компании продолжает оставаться российский рынок, где мы фокусируемся на росте нашей доли, обслуживании основных ключевых клиентов, производстве продукции с более высокой добавленной стоимостью. Тем не менее, европейский рынок мы считаем своим вторым домашним рынком. Он очень большой по емкости. В прошлом году, несмотря на слабый спрос в этом регионе, прежде всего в автопроме, мы реализовали в Европу около 2,5 млн тонн стали.

- Исторические объемы экспорта в регион, если я не путаю - в районе 1,5 млн тонн?

- Мы нашли возможность реализовать чуть больший объем, чем в 2018 году. Но по сравнению с размерами европейского рынка это не существенные масштабы.

Мы продавали в прошлом году не только в Европу. Мы продавали и в страны СНГ, страны MENA. У нас были поставки на дальний экспорт, но они не такие существенные.

Мы продолжаем считать для себя комфортной долю экспортных продаж в 35-40% в зависимости от макроситуации и спроса рынка.

- Если исходить из того, что российский рынок, как вы сказали, в этом году будет flat, а мировой - подрастет, то, может быть, и доля экспорта в продажах "Северстали" тоже подрастет?

- Мы не рассчитываем, что доля экспорта будет расти, потому что российский рынок более привлекателен: мы ставим себе задачу увеличить долю на российском рынке, который даже в условиях снижения мирового спроса и замедления потребления в России показывал более устойчивое состояние и более устойчивую динамику цен по сравнению с европейским рынком.

В конце года цена на российском рынке была существенно лучше, чем на европейском, и в течение всего года российский рынок демонстрировал небольшую, но премию к экспортным рынкам.

Так что доля экспортных поставок существенно не изменится. При этом у нас есть возможность и гибкость для переключения наших объемов с одного рынка на другой.

- Частью вашей стратегии является создание СП. Вы уже сделали несколько шагов в этом направлении. Это СП с Windar и "Роснано", вы также вошли в СП, созданное "Силовыми машинами" и Linde. Вы идентифицировали еще какие-то точки, где можете реализовать вот эту часть вашей стратегии?

- Безусловно, идентифицировали. Мы фокусируемся на обслуживании наших клиентов в строительной отрасли, энергетике и машиностроении. В конце 2018 года и в течение всего 2019 года мы как раз занимались поиском привлекательных для нас ниш. На сегодня эти ниши идентифицированы, и у нас есть pipeline проектов, возможных партнерств, создания совместных предприятий. Но я не готов сейчас их озвучивать.

Тем не менее, идеи есть. Мы ведем разные переговоры для того, чтобы найти взаимовыгодные условия для партнерства и сотрудничества.

- Вы уже какое-то время присутствуете на рынке производства для ветроэнергетики. Он оправдывает ваши ожидания? Все-таки это новая для российской экономики отрасль.

- Мы считаем это направление очень перспективным, в том числе и для Российской Федерации.

Безусловно, Россия исторически обладает некоторыми особенностями, которые не способствуют развитию ветроэнергетики. В нашей стране крупнейшие мировые запасы газа, она является второй по запасам энергетического угля. И эти ресурсы достаточно дешевые.

Сегодня в РФ производится примерно 50% электрической энергии на газе, 16% - на угле. В то же время в Дании, например, 50% электроэнергии производится от солнца и ветра. С одной стороны - совершенно другие факторы конкуренции. А с другой - Россия будет двигаться в этом направлении, поскольку основной тренд сегодня - это sustainability в целом, и в частности, снижение углеродного следа бизнеса. Я думаю, мы будем видеть все большее и большее внимание со стороны клиентов, инвесторов, российского правительства, изменения законодательства, что будет двигать российскую экономику в направлении еще большего использования возобновляемых источников энергии.

Если говорить про наше СП с Windar и "Роснано", то мы в следующем году собираемся увеличить объем производства на 40% и выпустить около 130 башен.

- То есть, оставаясь пока внутри нынешних производственных мощностей в 140 башен? Наращивать мощности собираетесь?

- В 2020 году этот вопрос не стоит. Но спрос начинает расти. Возможно, в ближайшем будущем мы придем к обсуждению вопроса о расширении производственных мощностей.

- У "Северстали" достаточно масштабный capex приходился на конец года: на четвертый квартал - около $500 млн при запланированных в целом на 2019 год капзатратах в $1,5 млрд. Были ли эти планы реализованы?

- На 2019 год мы планировали инвестировать около $1,5 млрд. Инвестировали чуть меньше от планов - примерно на 12%. Но, тем не менее, это существенный рост по сравнению с 2018 годом. Все наши инвестиционные планы соблюдаются.

- То есть оценка capex на 2020 год в $1,7 млрд остается актуальной?

- Да. Мы сохраняем свои планы на уровне $1,7 млрд. При этом, как мы и говорили, сохраним гибкость и, в случае существенного ухудшения макропрогноза, мы действительно можем поставить менее существенные проекты в лист ожидания, приостановив их реализацию. Но пока таких сигналов таких нет.

- В прошлом году "Северсталь" протестировала новый формат выплаты дивидендов, проведя раньше годовое собрание акционеров и сами выплаты. Инвесторы вряд ли откажутся от повторения этой практики. Будете ли вы ее повторять в этом году? Станет ли она постоянной?

- Нет, пока не планируем. Мы планируем в рамках стандартной практики проводить ГОСА летом в этом году и, собственно, произвести выплаты. То есть мы вернемся к стандартному таймингу и стандартному для нас подходу.

- В 2019 году "Северсталь" первой из крупных российских эмитентов открыла рынок внешних заимствований после летней паузы и удачно разместилась. Какие у вас планы на этот год? Нужны ли заимствования?

- У нас очень хорошее финансовое состояние, сильный баланс, по итогам 2019 года мы ожидаем хороший денежный поток. В ближайшее время мы не видим потребности в дополнительных займах.

При этом, возможно, ближе к концу года мы будем снова смотреть на возможности, которые предложит рынок, и, если они будут привлекательными, возможно, рассмотрим очередные займы. Но пока так вопрос не стоял, и острой потребности в займах нет.

- Какой у вас ориентир по коэффициенту net debt/EBITDA на 2020 год?

- На конец третьего квартала у нас net debt/EBITDA находился на отметке 0,4х. Комфортным уровнем для нас в долгосрочной перспективе по-прежнему является леверидж не выше 1,5х. Нет никаких оснований считать, что он будет как-то нарушен.

В то же время, наш внутренний фокус - держать net debt/EBITDA ниже 1х, потому что в этом случае мы выплачиваем в качестве дивидендов более 100% денежного потока.

То есть в краткосрочной перспективе мы ориентируемся на коэффициент менее 1х, в долгосрочной перспективе - менее 1,5х.

- В проспекте к евробондам было написано, что "Северсталь" ищет стратегического инвестора для проекта Putu в Либерии и покупателя на 12% в бразильской Amapa. Они, конечно, в масштабах группы несущественные, но тем не менее, есть здесь какие-то новости? И остались в вашем портфеле еще активы, которые не соответствуют заявленной стратегии?

- И в Либерии, и в Бразилии - это нематериальные для нас активы. В принципе, материальных активов, которые не вписывались бы в стратегию "Северстали", у компании на сегодняшний день нет. Мы видели низкую стратегическую значимость "Балаково", и мы решили эту задачу, найдя достойного покупателя. Все остальные активы хорошо структурированы, высокоэффективны и полностью укладываются в стратегию компании.

- "Северсталь" вместе с ОМК и ММК просила вернуть пошлину в 5% на ввоз в РФ горячекатаного толстолистового проката. Было ли ваше предложение поддержано Минпромторгом?

- Предложение обсуждалось, но решение пока не принято. Мы считаем, что пошлины нужно вводить по нескольким причинам.

Эта пошлина была отменена в период 2008-2009 годов, когда производство толстого листа в стране было ограничено и приходилось его импортировать. После этого в сегмент были осуществлены серьезные инвестиции - около 100 млрд рублей. "Северсталь" в 2018-2019 годах увеличила производительность на стане-5000 с 500 тыс. до 800 тыс. тонн. Сейчас мы расширяем мощности еще на несколько сотен тысяч тонн на более сложном сортаменте. То есть все основные производители либо реконструировали, либо увеличили свои производственные мощности, и сегодня недостатка в толстом листе нет.

Другая причина: 5-процентная пошлина выравнивает условия с горячекатаным рулоном, на который сейчас имеется такая же ввозная пошлина.

Мы считаем справедливым, если эта пошлина будет введена, потому что сегодня нет никаких оснований импортировать толстый лист.

- На какой стадии находится реализация проекта строительства завода по выпуску сварных OCTG в ХМАО? Когда начнется строительство, которое, по плану, должно быть завершено в 2021 году? В августе компания заявляла, что обсуждает возможность использования механизма СПИК при строительстве завода. Приняты ли решения?

- Проект, который мы реализуем вместе с Tenaris, идет в соответствии с графиком. До конца 2021 года мы завершим строительство завода. Мы получили все необходимые разрешения, земельные участки, сделали проект, провели тендер на закупку оборудования, выбрали поставщиков. В следующем году мы планируем выпустить первую продукцию и затем в течение трех лет выйти на полную мощность.

По СПИКу идея не реализована. Но если она будет реализована, это, конечно, даст дополнительные преимущества проекту.

- Какая ситуация сейчас со спросом на ТБД? В отсутствие новых проектов и, соответственно, новых заказов "Газпрома", где можно компенсировать хотя бы частично этот спад спроса?

- Действительно, про новые крупные проекты мы не знаем и видим снижение спроса. Тем не менее, у нас еще есть заказы "Газпрома", прежде всего, для Харасавейского месторождения. У нас есть и другие клиенты - это, например, "Транснефть", "НОВАТЭК". Но при этом мы все активнее и активнее смотрим на экспортный рынок. Мы уже поставляли ТБД на газопровод "Польша-Словакия". В 2020 году будем смотреть на такие направления как страны СНГ, Европа, страны MENA. Для этого мы создаем группу продаж на экспорт и активно прорабатываем возможные экспортные рынки.


Источник: ИА "Финмаркет"

Вам также может быть интересно
На рынках длинного и плоского проката продолжается ценовой рост
22.01.2021
На рынках длинного и плоского проката продолжается ценовой рост
Традиционное оживление спроса в начале декабря связанное с формированием складских запасов на первый квартал 2021 года позволило производителям повысить цены в большинстве регионов. Поддерживающими факторами укрепления котировок был рост цен на сырьевых рынках, а именно, существенное повышение стоимости лома и железорудного сырья. Ценовому росту способствовали ограниченные объемы предложения проката и высокая степень заполнения портфеля заказов на январь, когда значительная часть январского производства уже была реализована. Это позволяло поставщикам не спешить с реализацией оставшейся части проката и добиваться дальнейшего роста цен. В результате с декабря по середину января прирост цен на заготовку и готовый прокат составил от $100 до $190 в зависимости от региона.

dipp02.jpg

В Китае во вторую неделю января, несмотря на проседание цен на арматуру и катанку на внутреннем рынке на $8-9, экспортные котировки выросли на $10, и составили $625/т fob по заготовке, $630-650/т fob для арматуры и $670-690/т fob для катанки. Предложения по заготовке на импортном рынке ЮВА варьируются в диапазоне $600-630/т cfr, что в среднем на $12,5 выше, чем в первую неделю января. Предложения арматуры и катанки поступают по $650-680/т cfr и $690-710/т cfr соответственно, что на $5 и $10 выше, чем на предыдущей неделе.

На импортных рынках MENA цены на заготовку в течение недели выросли до $620-645/т cfr против $600-645/т cfr неделей ранее.

В Турции предложения заготовки на внутреннем и импортном рынках во вторую неделю января поднялись в среднем на $10 и $7,5, а экспортные цены выросли на $5.

Усиливаются тенденции роста цен на арматуру на рынке ЕС. После роста внутренних котировок в декабре на €50-80, производители с начала года подняли предложения еще на €30 по нижней границе до €590-600/т с доставкой.

Эксперты «Укрпромвнешэкспертизы» прогнозируют восходящий тренд в течение января, который будет поддержан стабильным спросом со стороны покупателей на рынках MENA и ЮВА в условиях ограниченного предложения в СНГ и Китае. Тенденции роста январских цен будут усиливаться по мере возвращения на рынок покупателей из ЕС и СНГ по окончании новогодних праздников. Постепенное ослабление спроса и спад торговой активности в Китае и ЮВА накануне Нового года по лунному календарю приведет к стабилизации цен в начале февраля.

В декабре на всех региональных рынках плоского проката сформировалась благоприятная для производителей конъюнктура. В сегменте тонколистового проката уровень цен за месяц вырос на 65-190 $/тонну. В первой половине января положительные тенденции на большинстве рынков продолжились. Наиболее нестабильной является конъюнктура рынка Китая и стран Юго-Восточной Азии.

В Турции конъюнктура рынка благоприятствует производителям. Высокий спрос на внутреннем рынке и в странах ЕС, существенное удорожание лома позволили местным поставщикам довести уровень локальных цен на г/к и х/к рулоны к началу января до 800 и 980-990 $/т exw соответственно. Таким образом, месячный прирост цен на рынке составил $115-190.

Поставщики из СНГ, реализующие прокат в портах Черного моря сконцентрировались на продажах на турецком направлении. В праздничный период цена проката пересматривались реже, чем обычно, но к середине января она достигла 770-790 $/т fob по г/к рулонам и 870-885 $/т fob по х/к рулонам. Таким образом, прирост цен сделок за шесть недель составил на $135-150.

На рынке тонкого листа в США продолжилась активная торговля, которая привела к росту спотовых цен на г/к и х/к рулоны с начала декабря (за шесть недель) еще на $275-297. В итоге г/к прокат в середине января реализуется по 1201 $/т exw, а х/к прокат – по 1386 $/т exw.

Лишь в Китае и в ЮВА тенденции были переменчивы – резкий рост цен на сталь и рост стоимости железной руды до рекордного за 9 лет показателя сменился ценовым откатом в условиях ослабления спроса. Китайские г/к рулоны кроме традиционных рынков, были законтрактованы в Турции по цене 730-740 $/т cfr.

Аналитики «Укрпромвнешэкспертизы» в январе прогнозируют существенное повышение цен поставщиками из СНГ на продукцию в портах Черного моря на фоне роста внутреннего спроса в Турции. Ожидается сезонный рост спроса со стороны трейдеров на прокат из СНГ с доставкой в марте-апреле для пополнения складских запасов. Также ожидается продолжение удорожания стального лома в Турции и СНГ.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Разные степени неопределенности. Российский и мировой рынок стали: 10-17 января 2021 г.
21.01.2021
Разные степени неопределенности. Российский и мировой рынок стали: 10-17 января 2021 г.
После непродолжительного отдыха работа начинается с места в карьер. Да и мир не стоит на месте. Обстановка постоянно меняется, в ней снова возникают неопределенности. На этой неделе ожидаются важные события, которые могут дать старт новым тенденциям.

В США 20 января в Белый дом должен официально придти новый президент. Правда, местные СМИ при всей своей ангажированности пока не показывают картины торжествующих победителей, но если в среду удастся провернуть всю процедуру без сучка и задоринки, политика немного сдвинется в сторону второго плана, а на первый выйдет экономика.

Уже известно, что новые американские власти готовят очередной пакет антиковидной финансовой помощи на общую сумму $1,9 трлн. В частности, каждому налогоплательщику выдадут по $1400, чтобы было, чем расплатиться за кредиты и аренды, а еще $350 млрд. получат власти штатов.

Это означает, что в реальный сектор экономики так или иначе поступят живые деньги, что может обернуться не только очередным повышением биржевых курсов, но и ростом цен на ресурсы. Вследствие этого продолжится подъем и на мировом рынке стальной продукции, как минимум, в западных странах.

В первой половине января внутренние котировки на горячекатаный прокат в США прибавили порядка $100 за т и вплотную подошли к рекордным показателям середины 2008 г. На европейском рынке рост также возобновился после праздничной паузы. Как считают местные специалисты, рано или поздно спрос и предложение сбалансируются за счет завершения процесса восстановления складских запасов, увеличения производства и импорта стальной продукции. Но в качестве самого раннего срока называются апрельские продажи с поставкой в июне-июле.

На Гайдаровском форуме, который проходил в Москве 14-15 января, на одной из сессий высказывалось предположение, что центральным банкам в конце концов придется повышать ставки, чтобы защитить валюты от обесценения, и перейти к более ограничительной денежной политике. Однако в ближайшем будущем это вряд ли произойдет. Борьба с коронавирусом, поддержка экономики и населения происходят исключительно за счет наращивания долгов и бюджетных дефицитов. Как отмечалось на том же форуме, сейчас абсолютный приоритет имеют поддержка реального сектора экономики и сохранение рабочих мест. Поэтому ставки останутся низкими несмотря на реальное раскручивание инфляции из-за более дорогостоящих ресурсов.

После каникул российские металлургические компании продолжили повышение экспортных котировок, которое сопровождается дальнейшим подорожанием стальной продукции на внутреннем рынке. Горячекатаный прокат по 67 тыс. руб. за т CPT, арматура по 63 тыс. руб. за т становятся объективной реальностью, отражающей реальные международные тенденции. А ведь мировой рынок еще не достиг пределов своего роста. И с учетом того, что в западных странах продолжают заваливать экономику деньгами, не известно, когда это прекратится.

Теоретически одним из факторов, призванных сдерживать этот подъем, является коронавирус. Во всяком случае, он играет важную роль в том, что нефтяные котировки растут медленно и неуверенно и пока не в состоянии далеко оторваться от отметки $55 за баррель. Хотя природный газ из-за похолодания в Японии, Китае, Западной Европе достиг многолетних максимумов. Однако локдауны пока что не затрагивают промышленность и строительство в западных странах, хотя в Малайзии и Китае, где в некоторых регионах зафиксированы новые вспышки коронавируса, играют всерьез, устанавливая карантин по полной программе, в частности, с запретом на автотранспортное сообщение.

Вообще, Китай на прошлой неделе усложнил обстановку на мировом рынке стали. В стране несколько ухудшилась рыночная конъюнктура вследствие сильного похолодания в северо-восточных провинциях, ковида, трудностей в энергоснабжении. Однако ситуация пока не катастрофичная. Тем не менее, китайские компании начали выходить на внешние рынки, предлагая катанку по $650 за т FOB и горячекатаный прокат по $680-700 за т FOB. Для сравнения, поставщики из СНГ стремятся довести котировки на эти виды стальной продукции соответственно до $750 и $780 за т FOB.

Дешевый китайский прокат уже появился на рынках Восточной Азии, Латинской Америки и даже Турции. Так что, если эта тенденция получит продолжение, стоимость отечественной продукции за рубежом понизится. Впрочем, 15 января котировки на Шанхайской фьючерсной бирже снова поднялись, оборвав спад. Предсказывать тут что-то трудно, надо просто проследить за тем, в какую сторону повернет китайский рынок на этой неделе.

Смена знака может произойти и с металлоломом. В последние дни турецкие металлурги добились понижения цен на этот ресурс. В странах Восточной Азии котировки уперлись в потолок вследствие неясного положения в Китае и прекращения подъема на региональном рынке арматуры. Это начинает оказывать давление на стоимость заготовки, которая к настоящему времени превысила $600 за т FOB. Впрочем, если она подешевеет, в России может опуститься арматура, которая сейчас предлагается заводами гораздо выше экспортного паритета.

Но делать далеко идущие выводы и здесь рано. Металлолом в Турции подешевел, в основном, из-за того, что местные компании обеспечили свои февральские потребности и часть мартовских и просто стали его меньше покупать. Между тем, в США и Европе январские котировки на лом превысили уровень предыдущего месяца соответственно, в среднем, на $100 и 50 евро за т. А в феврале он может снова подорожать за счет низкого ломосбора и продолжающегося роста цен на стальную продукцию. Да и у нас у тому времени вступят в силу повышенные экспортные пошлины на данное сырье.

Таким образом, существенного понижения цен на российскую стальную продукцию за рубежом в обозримом будущем скорее всего, не произойдет. А значит, нет особых оснований рассчитывать на удешевление проката в России — по крайней мере, в ближайшей перспективе. Западные рынки, похоже, может остановить только хор-роший кризис, Китай — это вещь в себе. Ослабить остроту проблемы, возможно помогло бы солидное, этак на 8-10% укрепление рубля, но он продолжает ослабляться параллельно с валютами западных стран.

Для российской экономики это чревато нарастанием дисбалансов, прежде всего, в финансовой сфере и на потребительском рынке. Хотя реальное производство на уровне крупных компаний чувствует себя неплохо. Перед Новым годом новостная лента была переполнена сообщениями о новых достижениях и запусках новых проектов. В целом эта тенденция продолжается. Приоритетные направления — энергетика, судостроение, авиастроение, нефте-, газо- и прочая химия. На первых ролях по уровню государственного интереса находится и строительный сектор. Там власти последовательно идут по пути упрощения условий работы для бизнеса. В целом обстановка в российской экономике выглядит достаточно устойчивой, и это, конечно, в определенной мере компенсирует внешние неопределенности.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Не так уж страшен черт... Мировой рынок металлургического сырья: 24 декабря — 14 января
20.01.2021
Не так уж страшен черт... Мировой рынок металлургического сырья: 24 декабря — 14 января
Мировые цены на металлургическое сырье в начале января дошли до пика и пока что на нем остановились. Декабрьский ажиотажный спрос сменился затишьем, что позволило достичь баланса с ограниченным объемом предложения. Теперь выход рынка на новые рекорды в ближайшее время выглядит весьма маловероятным.

metsyr.jpg

Более того, в последние дни в Турции и некоторых странах Восточной Азии обозначилось удешевление металлолома. Возможно, говорить о наступлении переломного момента еще рано, так как экспортеры данного сырья по-прежнему настроены на продолжение роста. Однако пока что рынок сделал паузу, как говорится, взяв время на размышление.

Ситуация с железной рудой неоднозначная. С одной стороны, похолодание в Китае опустило вниз внутренние цены на стальную продукцию, а ее видимое потребление на северо-востоке страны упало. Однако, с другой стороны, стоимость ЖРС на местном рынке остается стабильной, а новые проблемы с поставками из Бразилии и закупки перед Новым годом по китайскому календарю могут спровоцировать новое повышение.

Турецкие металлургические компании, активно скупавшие в декабре металлолом с поставкой в феврале и даже начале марта, после Рождества в западных странах значительно снизили видимый спрос. В некоторых сделках цены на материал HMS № 1&2 (80:20) немного превышали отметку $480 за т CFR, но средний уровень все же не дотягивал до этого показателя.

Это вызвало беспокойство у ряда поставщиков, ожидавших от турецких клиентов большей активности. Во второй декаде января отдельные продажи осуществлялись в районе $470 за т CFR, а то и менее. По оценкам комментаторов, на рынке обозначился спад. Турецкие металлургические компании приступили к понижению закупочных цен на металлолом местного происхождения.

Инициативу в удешевлении металлолома проявляют, прежде всего, производители арматуры. Для них сложившаяся в конце прошлого года стоимость сырья, и в самом деле, была великоватой. В то же время, котировки на катанку и горячекатаный прокат в Турции достаточно высоки, чтобы лом можно было приобретать даже по $500 за т CFR.

lomprice.jpg

В принципе, понижение цен в Турции вызвано, в основном, временным ослаблением спроса. Местные компании обеспечены заказами до марта-апреля, так что им придется через пару недель вернуться на рынок. А к тому времени уже вступят в действие экспортные пошлины на металлолом в России, что, очевидно, приведет к сокращению внешних продаж.

Да и поставщики металлолома в западных странах не считают, что рынок уже перевалил через свой пик. В США и Западной Европе стоимость стальной продукции продолжает подниматься. Так, европейский металлолом в начале текущего месяца прибавил 40-60 евро за т. В частности, материал Е3, соответствующий HMS № 1&2 (80:20), обходится местным заводам по $435-450 за т с доставкой. А локдауны, объявленные в ряде стран, привели к сокращению ломосбора. В январе американские трейдеры повысили цены на лом для национальных потребителей на $90-110 за т по сравнению с предыдущим месяцем. При этом спрос на него растет. В начале января средний уровень загрузки мощностей американских металлургических предприятий впервые с марта прошлого года превысил 75%. А по оценкам Argus, с октября 2020 г. по конец 2021 г. в стране войдут в строй электросталеплавильные мощности на 8,1 млн. т в год. Наконец, сразу же после инаугурации нового президента ожидается выпуск еще одного пакета антиковидной финансовой помощи на $1,9 трлн.

Неоднозначная обстановка сложилась в Японии. Новая вспышка коронавируса и резкое похолодание, сопровождающееся перебоями с энергоснабжением, приостановили подъем на местном рынке стали. Компания Tokyo Steel Manufacturing, которая в декабре 11 раз повышала закупочные цены на лом на своих заводах (в общей сложности, более чем на $130 за т за месяц), в начале второй декады января объявила понижение на одном из своих предприятий.

В то же время, на торгах ассоциации ломосборщиков Kanto Tetsugen, прошедших 13 января, цены взлетели до наивысшей отметки с 2008 г. - 44,75 тыс. иен ($431) за т FAS с поставкой в конце февраля. Японские экспортеры, ранее предлагавшие лом Н2 примерно по $420-425 за т FOB, немедленно взвинтили котировки до около $440 за т. До этого корейская компания Huyndai Steel заключила годовой контракт на покупку японского лома, хотя ранее срок действия таких соглашений не превышал трех месяцев.

Между тем, спрос на металлолом в странах Восточной Азии в настоящее время слабый. Региональные производители арматуры указывают, что ее стоимость недостаточно высока, чтобы покупать сырье по нынешним ценам. Крупнотоннажные партии американского лома HMS № 1 достигают $500 за т CFR в Бангладеше, но вьетнамские компании считают котировки порядка $490 за т CFR завышенными.

Китай после отмены запрета на импорт лома вернулся на рынок, но пока что объемы закупок крайне скромные, не более нескольких тысяч тонн. Китайцы, в частности, приобрели две партии японского лома HS (P&S, лом металлоконструкций), но новых сделок не заключают из-за слишком высоких цен. Нынешние котировки на HS достигают $500 за т CFR Китай, тогда как китайские компании не готовы платить более $450 за т. Внутренние цены на металлолом в стране существенно ниже, чем на региональном рынке.

Дальнейшее развитие событий в Азии будет во многом зависеть от Китая, где в начале второй декады января наблюдалось понижение внутренних и экспортных котировок на прокат. Но эта тенденция может оказаться краткосрочной. В Турции лом пока дешевеет из-за недостаточного спроса. Однако возобновление закупок, вероятно, будет сопровождаться новым повышением.

Подорожание металлолома в США способствовало взлету цен на товарный чугун. Предложения со стороны компаний из СНГ на этом направлении достигли отметки $600 за т FOB, что соответствует более $620 за т CFR Новый Орлеан. Правда, для турецких и европейских клиентов это чересчур высоко.

В начале января американские источники сообщали о реэкспорте товарного чугуна из Китая, где стоимость данного ресурса соответствует немногим более $500 за т. В частности, данная продукция поступала в США на уровне $570-580 за т CFR. Но китайцы не покупают чугун за рубежом с ноября и вряд ли у них остались значительные объемы этого материала для перепродажи. Железная руда на спотовом рынке немного подешевела в самом конце декабря, но в январе снова пошла в рост. Значение индекса Fastmarkets для австралийского материала с 62%-м содержанием железа снова превысило $170 за т CFR Циндао. А на торгах китайской биржи DCE котировки устойчиво держались интервала 1030-1060 юаней ($159-164) за т по наиболее торгуемому майскому контракту.

В последние три недели давление на рынок железной руды в Китае оказывали такие факторы как похолодание, приведшее к сужению спроса на стальную продукцию на северо-востоке страны, а также новая вспышка коронавируса в провинции Хэбэй. Кроме того, по данным консалтинговой компании Mysteel, в последнюю неделю декабря поступления железной руды в китайские порты достигли наивысшего показателя более чем за полтора года.

Однако в ноябре поставки сырья в страну опять уменьшились, а 14 января в Понта-де-Мадейра, крупнейшем экспортном порту бразильской корпорации Vale на северо-востоке страны, произошел пожар на железорудном терминале. В результате из пяти причалов остались осуществлять отгрузку только три. Кроме того, поступили данные о китайском импорте железной руды в 2020 г. Его объем превысил показатель предыдущего года на 9,5% и достиг рекордных 1,17 млрд. т. При этом предложение ЖРС на мировом рынке достаточно ограниченное.

В ближайшее время руда, очевидно, продолжит колебания вместе с остальным китайским рынком черных металлов. При этом существенные изменения в сторону роста либо падения маловероятны.

На рынке коксующегося угля продолжаются прежние тенденции. Стоимость премиального высококачественного сырья в Китае в начале января достигла $200 за т CFR, а к середине месяца приблизилась к отметке $210 за т. После того как в октябре в КНР был введен запрет на импорт угля из Австралии, китайские компании пытаются найти замену в Северной Америке, но объемы предложения там не сопоставимы.

В январе-ноябре 2020 г. Китай импортировал 69 млн. т коксующегося угля, на 5,2% меньше, чем в тот же период годом ранее. Из них 35 млн. т пришлось на поставки из Австралии и всего около 5 млн. т — на США и Канаду. К тому же, из-за коронавируса более чем на 20% сократился импорт из Монголии. В декабре китайские компании активизировали закупки угля в этой стране, а также в России, но дефицит по-прежнему ощущается.

В то же время, австралийские компании смогли повысить спотовые котировки на свой «твердый» уголь от около $102-103 за т FOB в начале января до более $113 за т. Этому способствовала активизация спроса на этот материал в Японии, Индии и Южной Корее. Кроме того, австралийцы смогли наладить экспорт в Европу, замещая там североамериканский уголь, идущий в Китай. Впрочем, превышение китайских цен над австралийскими в ближайшее время, по-видимому, останется близким к беспрецедентно высоким $100 за т.

metsyrtab.jpg

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»