Российский производитель
защитных покрытий

Не так уж страшен черт... Мировой рынок металлургического сырья: 24 декабря — 14 января

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
20 Января 2021
Мировые цены на металлургическое сырье в начале января дошли до пика и пока что на нем остановились. Декабрьский ажиотажный спрос сменился затишьем, что позволило достичь баланса с ограниченным объемом предложения. Теперь выход рынка на новые рекорды в ближайшее время выглядит весьма маловероятным.

metsyr.jpg

Более того, в последние дни в Турции и некоторых странах Восточной Азии обозначилось удешевление металлолома. Возможно, говорить о наступлении переломного момента еще рано, так как экспортеры данного сырья по-прежнему настроены на продолжение роста. Однако пока что рынок сделал паузу, как говорится, взяв время на размышление.

Ситуация с железной рудой неоднозначная. С одной стороны, похолодание в Китае опустило вниз внутренние цены на стальную продукцию, а ее видимое потребление на северо-востоке страны упало. Однако, с другой стороны, стоимость ЖРС на местном рынке остается стабильной, а новые проблемы с поставками из Бразилии и закупки перед Новым годом по китайскому календарю могут спровоцировать новое повышение.

Турецкие металлургические компании, активно скупавшие в декабре металлолом с поставкой в феврале и даже начале марта, после Рождества в западных странах значительно снизили видимый спрос. В некоторых сделках цены на материал HMS № 1&2 (80:20) немного превышали отметку $480 за т CFR, но средний уровень все же не дотягивал до этого показателя.

Это вызвало беспокойство у ряда поставщиков, ожидавших от турецких клиентов большей активности. Во второй декаде января отдельные продажи осуществлялись в районе $470 за т CFR, а то и менее. По оценкам комментаторов, на рынке обозначился спад. Турецкие металлургические компании приступили к понижению закупочных цен на металлолом местного происхождения.

Инициативу в удешевлении металлолома проявляют, прежде всего, производители арматуры. Для них сложившаяся в конце прошлого года стоимость сырья, и в самом деле, была великоватой. В то же время, котировки на катанку и горячекатаный прокат в Турции достаточно высоки, чтобы лом можно было приобретать даже по $500 за т CFR.

lomprice.jpg

В принципе, понижение цен в Турции вызвано, в основном, временным ослаблением спроса. Местные компании обеспечены заказами до марта-апреля, так что им придется через пару недель вернуться на рынок. А к тому времени уже вступят в действие экспортные пошлины на металлолом в России, что, очевидно, приведет к сокращению внешних продаж.

Да и поставщики металлолома в западных странах не считают, что рынок уже перевалил через свой пик. В США и Западной Европе стоимость стальной продукции продолжает подниматься. Так, европейский металлолом в начале текущего месяца прибавил 40-60 евро за т. В частности, материал Е3, соответствующий HMS № 1&2 (80:20), обходится местным заводам по $435-450 за т с доставкой. А локдауны, объявленные в ряде стран, привели к сокращению ломосбора. В январе американские трейдеры повысили цены на лом для национальных потребителей на $90-110 за т по сравнению с предыдущим месяцем. При этом спрос на него растет. В начале января средний уровень загрузки мощностей американских металлургических предприятий впервые с марта прошлого года превысил 75%. А по оценкам Argus, с октября 2020 г. по конец 2021 г. в стране войдут в строй электросталеплавильные мощности на 8,1 млн. т в год. Наконец, сразу же после инаугурации нового президента ожидается выпуск еще одного пакета антиковидной финансовой помощи на $1,9 трлн.

Неоднозначная обстановка сложилась в Японии. Новая вспышка коронавируса и резкое похолодание, сопровождающееся перебоями с энергоснабжением, приостановили подъем на местном рынке стали. Компания Tokyo Steel Manufacturing, которая в декабре 11 раз повышала закупочные цены на лом на своих заводах (в общей сложности, более чем на $130 за т за месяц), в начале второй декады января объявила понижение на одном из своих предприятий.

В то же время, на торгах ассоциации ломосборщиков Kanto Tetsugen, прошедших 13 января, цены взлетели до наивысшей отметки с 2008 г. - 44,75 тыс. иен ($431) за т FAS с поставкой в конце февраля. Японские экспортеры, ранее предлагавшие лом Н2 примерно по $420-425 за т FOB, немедленно взвинтили котировки до около $440 за т. До этого корейская компания Huyndai Steel заключила годовой контракт на покупку японского лома, хотя ранее срок действия таких соглашений не превышал трех месяцев.

Между тем, спрос на металлолом в странах Восточной Азии в настоящее время слабый. Региональные производители арматуры указывают, что ее стоимость недостаточно высока, чтобы покупать сырье по нынешним ценам. Крупнотоннажные партии американского лома HMS № 1 достигают $500 за т CFR в Бангладеше, но вьетнамские компании считают котировки порядка $490 за т CFR завышенными.

Китай после отмены запрета на импорт лома вернулся на рынок, но пока что объемы закупок крайне скромные, не более нескольких тысяч тонн. Китайцы, в частности, приобрели две партии японского лома HS (P&S, лом металлоконструкций), но новых сделок не заключают из-за слишком высоких цен. Нынешние котировки на HS достигают $500 за т CFR Китай, тогда как китайские компании не готовы платить более $450 за т. Внутренние цены на металлолом в стране существенно ниже, чем на региональном рынке.

Дальнейшее развитие событий в Азии будет во многом зависеть от Китая, где в начале второй декады января наблюдалось понижение внутренних и экспортных котировок на прокат. Но эта тенденция может оказаться краткосрочной. В Турции лом пока дешевеет из-за недостаточного спроса. Однако возобновление закупок, вероятно, будет сопровождаться новым повышением.

Подорожание металлолома в США способствовало взлету цен на товарный чугун. Предложения со стороны компаний из СНГ на этом направлении достигли отметки $600 за т FOB, что соответствует более $620 за т CFR Новый Орлеан. Правда, для турецких и европейских клиентов это чересчур высоко.

В начале января американские источники сообщали о реэкспорте товарного чугуна из Китая, где стоимость данного ресурса соответствует немногим более $500 за т. В частности, данная продукция поступала в США на уровне $570-580 за т CFR. Но китайцы не покупают чугун за рубежом с ноября и вряд ли у них остались значительные объемы этого материала для перепродажи. Железная руда на спотовом рынке немного подешевела в самом конце декабря, но в январе снова пошла в рост. Значение индекса Fastmarkets для австралийского материала с 62%-м содержанием железа снова превысило $170 за т CFR Циндао. А на торгах китайской биржи DCE котировки устойчиво держались интервала 1030-1060 юаней ($159-164) за т по наиболее торгуемому майскому контракту.

В последние три недели давление на рынок железной руды в Китае оказывали такие факторы как похолодание, приведшее к сужению спроса на стальную продукцию на северо-востоке страны, а также новая вспышка коронавируса в провинции Хэбэй. Кроме того, по данным консалтинговой компании Mysteel, в последнюю неделю декабря поступления железной руды в китайские порты достигли наивысшего показателя более чем за полтора года.

Однако в ноябре поставки сырья в страну опять уменьшились, а 14 января в Понта-де-Мадейра, крупнейшем экспортном порту бразильской корпорации Vale на северо-востоке страны, произошел пожар на железорудном терминале. В результате из пяти причалов остались осуществлять отгрузку только три. Кроме того, поступили данные о китайском импорте железной руды в 2020 г. Его объем превысил показатель предыдущего года на 9,5% и достиг рекордных 1,17 млрд. т. При этом предложение ЖРС на мировом рынке достаточно ограниченное.

В ближайшее время руда, очевидно, продолжит колебания вместе с остальным китайским рынком черных металлов. При этом существенные изменения в сторону роста либо падения маловероятны.

На рынке коксующегося угля продолжаются прежние тенденции. Стоимость премиального высококачественного сырья в Китае в начале января достигла $200 за т CFR, а к середине месяца приблизилась к отметке $210 за т. После того как в октябре в КНР был введен запрет на импорт угля из Австралии, китайские компании пытаются найти замену в Северной Америке, но объемы предложения там не сопоставимы.

В январе-ноябре 2020 г. Китай импортировал 69 млн. т коксующегося угля, на 5,2% меньше, чем в тот же период годом ранее. Из них 35 млн. т пришлось на поставки из Австралии и всего около 5 млн. т — на США и Канаду. К тому же, из-за коронавируса более чем на 20% сократился импорт из Монголии. В декабре китайские компании активизировали закупки угля в этой стране, а также в России, но дефицит по-прежнему ощущается.

В то же время, австралийские компании смогли повысить спотовые котировки на свой «твердый» уголь от около $102-103 за т FOB в начале января до более $113 за т. Этому способствовала активизация спроса на этот материал в Японии, Индии и Южной Корее. Кроме того, австралийцы смогли наладить экспорт в Европу, замещая там североамериканский уголь, идущий в Китай. Впрочем, превышение китайских цен над австралийскими в ближайшее время, по-видимому, останется близким к беспрецедентно высоким $100 за т.

metsyrtab.jpg

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
ФАС России проводит проверку BASF
16.10.2021
ФАС России проводит проверку BASF
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) объявила о внеплановой проверке производителя лакокрасочных материалов BASF. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

ФАС России, фото ©kroosp.ru


«Компания подозревается в антиконкурентных действиях, что могло привести в конечном итоге к подорожанию материалов на рынке химической промышленности», – говорится в сообщении регулятора, опубликованном на Telegram.

Окончательно выводы об отсутствии или наличии нарушений ФАС России сделает по итогам проверки и после анализа информации. Детали проверки не раскрываются. 

Источник: ЛКМ Портал
Wacker повышает цены на силиконы
15.10.2021
Wacker повышает цены на силиконы
Wacker анонсировал повышение цен на всю продукцию подразделения Wacker Silicones. Эта мера связана с ростом затрат на производство и поставку товаров. Как сообщает компания, цены вырастут с 15 октября на 30% и больше.

Завод в Нюнхрице, фото ©process-worldwide.com


Подорожание затронет силаны, силиконовые смолы, силиконовые жидкости, герметики и полимеры с силановыми концевыми группами, силиконовые эмульсии, силиконовый каучук, пирогенный диоксид кремния HDK.

«Эта мера вызвана продолжающимся значительным ростом затрат на стратегическое сырье, особенно металлический кремний, логистику и упаковку, а также многочисленным мерами по борьбе с пандемией коронавируса», – отмечается в сообщении Wacker.

Напомним, Wacker в первой половине 2021 года повысил цены на винилацетатные дисперсии марок VINNAPAS и VINNOL, поливиниловый спирт POLYVIOL и твердые смолы VINNAPAS, дисперсии, смолы и диспергируемые полимерные порошки, а также силиконы.

Кроме того, в июне компания ввела доплату за диспергируемый полимерный порошок марки VINNAPAS. Надбавка составила 510 евро вместо прежних 400 евро за тонну. Она коснулась поставок июля и августа. С 15 сентября Wacker повысил цены в Азии на дисперсии и диспергируемые полимерные порошки. Расценки выросли в среднем на 10%.

Источник: ЛКМ Портал
Отскочили?! Российский и мировой рынок стали: 3-10 октября 2021 г.
14.10.2021
Отскочили?! Российский и мировой рынок стали: 3-10 октября 2021 г.
Прошедшая неделя началась весьма валидольно, если смотреть на состояние энергорынков, но затем прозвучало веское слово российского президента, и взлетевшие до невиданных высот цены на газ опустились до более вменяемых значений.

На рынке стали тоже, вроде бы, полегчало. Российские цены на арматуру и горячекатаный прокат немного отскочили от дна, а на ноябрь металлургические компании анонсируют повышения. За рубежом несколько улучшилась ситуация с заготовкой вследствие подорожания металлолома в Турции. Наконец, в Китае завершилась праздничная неделя. Как ожидается, местные компании возобновят импорт стальной продукции.

В то же время, на самом деле еще ничего не закончилось. Энергетический кризис пришел в Индию. Запасы угля на электростанциях упали до минимума, в нескольких штатах были массовые отключения электроэнергии. Для Индии это, вообще-то, не первая такая неприятность, дефициты угля там случаются регулярно раз в несколько лет, но ситуация, конечно, нехорошая.

Очевидно, что в ближайшие недели наладить там все не удастся. В стране только что завершился дождливый сезон, во время которого добыча угля падает, а чтобы ее снова нарастить, да еще развезти по электростанциям, потребуется время. Это может привести к снижению внутреннего спроса на стальную продукцию.

В то же время, индийские металлургические комбинаты имеют каптивные электростанции, некоторые компании добывают уголь для собственных нужд, так что существенное сокращение выплавки стали и производства листового проката в Индии маловероятно. Поэтому не исключено, что местные компании сохранят высокую активность на внешних рынках.

Кстати, опираться индийцам, скорее всего, придется на местные энергоресурсы. Значительно увеличить закупки угля за рубежом для удовлетворения внутреннего спроса у них вряд ли получится. Уголь сейчас нужен всем, за ним уже стоят в очереди китайцы и европейцы. А вот возможности для расширения поставок ограничены. Да и логистика проседает. Так, например, в Северной Америке новые контракты по продаже коксующегося угля в Китай заключаются с отгрузкой не раньше декабря-января: не хватает морских судов для перевозки.

В Китае после праздников, по мнению местных специалистов, пока сохранятся ограничения на поставки электроэнергии промышленным предприятиям, включая металлургические заводы. По крайней мере, после возобновления торгов на товарной бирже Чжэньчжоу энергетический уголь слегка понизился по сравнению с рекордной отметкой, достигнутой 1 октября, а ферросплавы продолжили подорожание. Возобновился и рост котировок на арматуру, горячекатаный прокат и нержавеющую сталь на Шанхайской фьючерсной бирже. Стало быть, участники торгов считают, что дефицит электроэнергии в ближайшее время никуда не денется.

На европейских биржах природный газ после феерических $1900 за 1 тыс. куб. м упал в цене почти вдвое. Но стоимость этого ресурса по-прежнему остается практически в те же два раза выше, чем в начале сентября. А контракты на поставку электроэнергии «на завтра» на германской бирже EEX 7 октября достигли нового пика — более 300 евро за МВт-ч, что в семь-восемь раз превышает средний уровень годичной давности.

Причем европейские металлургические компании считают, что все эти проблемы — всерьез и надолго. ArcelorMittal объявила о введении специальной доплаты при продажах сортового и фасонного проката в Европе — плюс 50 евро за каждую тонну стальной продукции. Как заявляет компания, из-за роста цен на газ и электроэнергию себестоимость производства на ее европейских мини-заводах прибавила около 120 евро за тонну. Ранее о введении доплаты размером в 30 ф.ст. (34,5 евро) за тонну объявила британская British Steel. Наверняка у них найдутся подражатели.

Право слово, по сравнению с этими проблемами финансовые потери российских компаний от введения акциза на жидкую сталь и повышения ставки НДПИ выглядят не такими уж и большими. Например, на Магнитогорском меткомбинате посчитали, что акциз в 2022 г. обойдется компании в среднем немногим менее $20 за тонну.

Впрочем, тут на первый план выходит вопрос о ценах. В начале октября меткомбинаты приподняли текущие предложения по арматуре и горячекатаному прокату и готовят новые повышения на ноябрь. И причины для таких действий у них, бесспорно, есть. Прежде всего, начал проявляться фактор отложенного спроса.

По данным «Северстали», в августе текущего года видимый спрос на стальную продукцию был на 11% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Причем в строительном секторе был зафиксирован спад на 16%, тогда как в ТЭК особых изменений не произошло, а машиностроение нарастило объем заказов на 23% несмотря на сложную обстановку в автомобильной промышленности. Между тем, ситуация со стройкой у нас определенно лучше, чем в прошлом году, так что летом и в начале осени явно имело место расходование запасов во время ценового спада. А теперь пришла пора их пополнять. Однако если обстановку на российском рынке в октябре-ноябре можно хоть как-то предугадать, дальше все покрыто мраком, возможно, от отключенных с целью экономии электроэнергии фонарей. Объективно, действия ArcelorMittal и British Steel показывают, что увеличение затрат на энергоносители ведет к повышению цен на стальную продукцию. Датский Saxo Bank, известный специалист по экзотичным прогнозам, вообще считает, что в мире начинается новый суперцикл роста сырьевых рынков. Причем его основной движущей силой является не столько увеличение спроса, хотя оно тоже присутствует, спасибо раздаче «вертолетных денег», сколько недостаточный объем предложения.

В принципе, рациональное зерно в этом есть. Угледобычу последовательно гнобят последние несколько лет. Кроме того, в ряде стран возникла проблема с рабочей силой. Люди не хотят идти на тяжелую и скудно оплачиваемую работу шахтеров, водителей грузовиков, докеров, медсестер, и этот список можно продолжать еще долго. При этом в западных странах развитая социалка позволяет мало-мальски сносно жить на пособиях.

Инвестиции в добычу природного газа тоже растут не так быстро, как требует рынок. В последние годы политики и эксперты с подачи климатического лобби дружно заявляли, что у этой отрасли нет будущего, так как уже через 10-15 лет традиционные энергоносители уступят дорогу солнцу и ветру. Поэтому у компаний возникли большие сомнения в обоснованности долгосрочных капиталовложений в нефтегазовые проекты.

Вообще, так получается, что реальная экономика сейчас как бы оказалась в загоне. Работать на заводе, в шахте, на стройке не престижно, не интересно, да и не выгодно. В моде креативность, биткойны, тик-токи и прочий хайп. Пока электроэнергию можно брать из розетки, а продукты — через службу доставки, это по-своему логично. Но вот когда потребление растет, а производство — не совсем, это уже становится не так интересно. А разрыв международных логистических цепочек и особенно сокращение выпуска всяких и разных товаров в Китае по причине дефицита электроэнергии вообще сулит очень острые ощущения, причем не позднее, чем этой зимой.

В данный момент на мировом рынке стали действительно намечается тенденция к росту цен из-за увеличения энергетических затрат. Но основной вопрос заключается в том, будет ли востребована стальная продукция в период дефицита газа и электроэнергии. На прошлой неделе котировки на листовой прокат на большинстве региональных рынков как раз снижались, а основной причиной этого был слабый спрос.

Острая стадия энергетического кризиса, похоже, пройдена. Моментальный обвал, как это было в октябре 2008 г., нам, скорее всего, не грозит. Но болезнь (энергетическая дистрофия), возможно, лишь перешла в хроническую стадию...

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»