Российский производитель
защитных покрытий

Дорога перемен. Российский и мировой рынок стали: 16-23 августа 2020 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
30 Августа 2020
Большие изменения редко происходят быстро. Обычно они накапливаются постепенно и почти незаметно. Но иногда оглядываешься назад, и поражаешься: а ведь недавно было все совсем по-другому!

Так, за последние месяцы заметно поменялись зоны подъема и спада в российской экономике. Нефтегазодобыча, которая ранее была ее главным двигателем, теперь превратилась в тормоз.

В июле нефти было получено на 16,3% меньше, чем в том же месяце годом ранее, а газа — на 11,4%. Именно обвал в этих отраслях стал основной причиной продолжения спада ВВП и промышленного производства в июле. Доля нефти и газа в доходах государственного бюджета России по итогам первого полугодия упала до 29,3% по сравнению с 43,2% в январе-июне 2019 г. В то же время, обрабатывающая промышленность явно выходит из кризиса. В том же июле производство легковых автомобилей, наконец, обогнало прошлогодний график, хотя отставание по данным за семь месяцев остается огромным. Стабильный рост демонстрируют пищевая, фармацевтическая, химическая промышленность. Скоро должны выйти в ноль машиностроение и металлургия.

Лето подходит к концу, но строительная отрасль по-прежнему демонстрирует рост, а с ним продолжается повышение цен на оцинкованную сталь. Сейчас это, пожалуй, наиболее благополучный сектор российского рынка проката. Между тем стальные трубы, похоже, приблизились к крайней точке своего подъема. Постепенно, но неуклонно дорожает арматура, которая, скорее всего, достигнет пика только в сентябре.

Однако увеличение стоимости горячекатаного проката, которое готовят на сентябрь металлургические комбинаты, очевидно, поставит в трудное положение дистрибьюторов. На споте спрос на эту продукцию остается ограниченным по понятной причине: вследствие кризиса, спровоцированного карантином, резко упала инвестиционная активность и покупательская способность в частном секторе. Причем здесь как раз не ожидается скорых изменений к лучшему. Вообще, этот ценовой рост для российского рынка — заимствованный, привходящий извне. Котировки на листовой прокат поднимаются на всех региональных рынках. В Китае горячекатаный прокат достиг наивысшего значения с осени 2018 г. Индийские компании предлагают его по $520-530 за т FOB, а европейские производители рассчитывают в сентябре довести базовые цены до 450-500 евро за т EXW — кому на что хватит фантазии. Точно так же и российские металлурги ориентируются на $500 за т CFR при поставках в Турцию, а ведь это соответствует, как минимум, 43 тыс. руб. за т с НДС для российского рынка на условиях CPT.

Но у подорожания горячекатаного проката за рубежом есть свои причины. Одна из главнейших — сырьевая. Стоимость импортной железной руды в Китае на прошлой неделе едва не дотянула до $130 за т CFR, а на этом уровне рынок в предыдущий раз находился в далеком январе 2014 г.,когда никто и не думал ни о каких кризисах. Тогда и нефть дороже $100 за баррель стоила!

Кстати, металлолом в Китае тоже очень дорогой. Мини-заводам в провинции Цзянсу, где расположены его крупнейшие потребители, он обходится почти в $325 без НДС. Прямо обидно, что Китай лом принципиально не импортирует, приравнивая его к опасным промышленным отходам. Хотя в 2021 г. закупки могут быть разрешены, и тогда никому мало не покажется! Как минимум, азиатский рынок лома переформатируется весьма радикально и быстро.

Зато Китай обеспечивает денежными заказами российских экспортеров товарного чугуна и поддерживает высокий уровень цен на заготовку. По оценкам местного издания «Shanghai Metals Market» (SMM), в январе-июле текущего года в страну поступило из-за рубежа 8,33 млн. т полуфабрикатов, при том, что до осени прошлого года китайцы данную продукцию экспортировали! Из них немногим менее 6 млн. т пришлось на заготовку и блюмы и менее 2,5 млн. т — на слябы. Объемы закупок — максимальные с 2004 г.!

Китай сейчас поглощает стальную продукцию в небывалых, невиданных объемах. Миллиард тонн в год — да легко! После эпидемии коронавируса правительство КНР прописало национальной экономике сильнодействующее лекарство — резкое увеличение инвестиций в инфраструктуру. По подсчетам Platts, уже по итогам семи месяцев количество утвержденных центральными властями крупных проектов строительства железных дорог, метро, каналов и аэропортов превысило показатель всего прошлого года. Это позволяет перекрыть спад капиталовложений в частном секторе, который и в Китае имеет место быть.

Правда, влияние Китая на мировой рынок стали — величина непостоянная. Она сильно зависит от соотношения цен на внутреннем и мировом рынке. Так, китайские компании приостановили закупку заготовки и горячекатаного проката за рубежом, поскольку цены на эту продукцию в азиатском регионе слишком уж выросли. В SMM предсказывают падение китайского импорта стали с сентября, хотя тут может возникнуть и другой вариант. Если прокат в Китае подскочит из-за дороговизны металлолома и железной руды, внешние закупки снова могут стать интересны местным компаниям.

Однако, как говорится, не Китаем единым. До недавнего времени солидный рост демонстрировала Турция, где правительство решило поддержать строительный сектор льготными ипотечными кредитами. Правда, в начале августа этот подъем натолкнулся на падение курса лиры по отношению к доллару. Турецким металлургам стало трудно поднимать котировки в местной валюте, чтобы сохранить их долларовый эквивалент. Из-за этого они были вынуждены приостановить закупки металлолома за рубежом. А это, в свою очередь, положило предел росту цен на российскую заготовку. Впрочем, турецкий валютный рынок сохраняет стабильность уже две недели, так что там может возобновиться рост.

На повышение нацелены европейские металлурги. У них, конечно, все еще плохо, но уже не плохо-плохо-плохо, как во втором квартале. В регионе оживает строительный сектор, а автомобилестроение снижает темпы падения по сравнению с прошлогодними показателями. Хотя западные страны так или иначе завершат третий квартал в глубоком минусе.

Вот в чем западники признанные лидеры — так это в умении навязать всему миру свои заморочки. На прошлой неделе австралийская компания BHP, второй по величине поставщик угля в мире, объявила о намерении полностью выйти из этого бизнеса, оставив себе только коксующийся уголь, который еще понадобится металлургам, пока его еще не заменили «зеленым» водородом. А немногим ранее британская корпорация BP, которая явно стыдится от того, что ее когда-то звали «British Petroleum», объявила, что к 2030 г. сократит добычу нефти и газа на 40%, чтобы снизить выбросы углекислого газа.

Причины таких перемен в бизнес-стратегии элементарны. Это давление со стороны «хозяев денег», например инвестиционного фонда Black Rock с активами в $10 трлн., который является одним из акционеров BHP, а также купленных ими «мировых медиа» и распропагандированной общественности. Призывы о том, что надо в законодательном порядке запретить использование угольных энергоблоков и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, раздаются уже в ООН и с веб-сайтов «мейнстримных» СМИ.

Если не углубляться в совсем уж конспирологические теории (например, что «хозяева денег» стремятся сократить сильно избыточное, по их мнению, население Земного шара и хотят сэкономить небесконечные ресурсы для будущих поколений), искусственность нынешней климатической политики можно проиллюстрировать двумя примерами.

Во-первых, если так важно уменьшить выбросы углекислого газа, то почему бы не сделать ставку на атомную энергию — источник совершенно безуглеродный?! Однако она считается «климатическим лобби» однозначно «вредной» и «неправильной». Во-вторых, исходя из тех же соображений, почему бы не направить все усилия на разработку технологий улавливания углекислого газа на угольных и газовых энергоблоках?! Об этом говорят и пишут, как минимум, лет 15, но все пока ограничивается одной (1 шт.) действующей установкой промышленного масштаба в Норвегии, где закачивают в пласт излишки CO2, содержащегося в добываемом там природном газе.

Между тем, за удовольствие жить с энергосистемой с высокой долей солнца и ветра уже расплачиваются жители Дании и Германии, имеющие самые высокие тарифы на электричество в мире, и Калифорнии, где в условиях рекордной жары при слабом ветре возник дефицит электроэнергии, приведший к массовым отключениям потребителей. Причем власти Калифорнии по-прежнему намерены закрыть в штате все газовые энергоблоки до 2045 г. и заменить их «мегабатарейками» ценой в $85 млрд.

Безусловно, российская энергосистема по-прежнему основана на газе, угле, атомной и гидроэнергии, и никто пока не собирается ставить над ней крупномасштабные эксперименты. Но есть риск, просто выполняя требования западных регуляторов для получения доступа на западные рынки, окончательно прогнуться под чужую и чуждую климатическую политику. И российских металлургов это касается в весьма значительной степени.

Изменениями надо сознательно и целеустремленно управлять. Особенно, медленными и постепенными качественными изменениями. Только тогда дорога перемен будет вести в правильном направлении.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
Падение продаж ЛКМ лидеров рынка достигло 17%
21.09.2020
Падение продаж ЛКМ лидеров рынка достигло 17%
Падение продаж лакокрасочных материалов во втором квартале среди ведущих мировых производителей из Топ-11 достигло 17% относительно аналогичного периода 2019 года. Такие данные приводят аналитики компании CHEM Research GmbH.

axalta.jpg
Axalta, фото ©www.hbmsports.com


На снижении продаж ЛКМ не лучшим образом отразилась пандемия Covid-19. Она оказала значительное влияние как на промышленность в целом, так и на рынок лакокрасочной продукции.

«Меры по сдерживанию приводят к значительному снижению количества покрытий промышленного сегмента»,– говорится в сообщении.

Данные о снижении продаж индустриальных ЛКМ не уточняются. Также компания не приводит информацию о реализации материалов декоративного назначения. Отмечается лишь стабильность и небольшой рост продаж. Он связан в основном с сектором DIY, поскольку люди, находясь в изоляции, использовали это время для проведения ремонта.

Рост продаж во втором квартале зафиксирован у компаний Masco (+14%) и Nippon Paint (+5,1%). У остальных 9 производителей падение выручки составило от 1,4% (Sherwin-Williams) до 46,3% (Asian Paints). Продажи Jotun снизились на 4,4%, RPM – на 9,5%, AkzoNobel – на 18,5%, PPG – на 23,5%, Kansai Paint – на 26,4%, BASF Coatings – на 40,6%, Axalta – на 42,5%.

top11comp.jpg

Напомним, по оценке CHEM Research в первом квартале 2020 года реализация ЛКМ декоративного назначения сократилась на 3%, индустриального – на 8%. Ожидалось, что во втором квартале общее падение составит до 35%.


Источник: ЛКМ Портал
Местами — облачно. Российский и мировой рынок стали: 6-13 сентября 2020 г.
19.09.2020
Местами — облачно. Российский и мировой рынок стали: 6-13 сентября 2020 г.
На российском рынке стали создалась не совсем типичная ситуация. Внутренние цены на арматуру и листовой прокат оказались ниже экспортных, причем для горячекатаной продукции эта разница достигает 4-5 тыс. руб. за т, что весьма необычно. Одной из основных причин возникновения такого феномена стало снижение курса рубля в последние месяцы. По сравнению с докризисным уровнем отечественная валюта подешевела почти на 20%, что, конечно, поддержало экспортеров, но сильно сдвинуло вверх пресловутый экспортный паритет.

Сейчас российские металлургические компании настаивают на повышении котировок в октябре, однако это противоречит рыночной логике. Спрос на стальную продукцию пока что достаточно высокий, но в четвертом квартале он так или иначе ослабнет под действием естественных сезонных факторов.

Металлурги основывают свои действия на увеличении стоимости стальной продукции за рубежом. Действительно, за последние полтора месяца экспортные котировки на российский горячекатаный прокат поднялись на 20% и впервые с весны прошлого года превысили отметку $500 за т FOB. Заготовка лишь слегка подорожала после августовского застоя, но этого хватило, чтобы ее стоимость достигла максимального уровня с начала текущего года.

Однако будет ли продолжение у этого роста? Во второй половине августа и в начале сентября весь мировой рынок стали резво шел вверх. Но к настоящему времени обстановка стала более контрастной. Где-то рост продолжается, где-то произошло торможение, а где-то цены пошли вспять.

Пока все хорошо и прекрасно в западных странах. В Евросоюзе только за последние две недели горячекатаный прокат подорожал на 25-35 евро за т, а продукция с более высокой добавленной стоимостью — еще больше.

Металлургические компании рассчитывают в ближайшие две-три недели довести базовые цены на г/к до 500 евро за т EXW и имеют для этого основания. Видимое потребление проката в регионе остается существенно ниже прошлогоднего, но отставание сократилось. Пошли заказы от промышленников и строительного сектора, а местные дистрибьюторы после длительного перерыва приступили к пополнению складских запасов. Еще быстрее поднимаются котировки на листовой прокат в США.

Тем не менее, этот подъем вряд ли будет продолжительным. Положение в экономике западных стран, бесспорно, улучшилось по сравнению с провальным вторым кварталом, но остается еще достаточно сложным. Об этом, в частности, сигнализирует падение цен на нефть. Еще в конце августа биржевые котировки на сорт «брент» превышали $45 за баррель, сейчас они балансируют на отметке $40 за баррель, потеряв более 10% всего за декаду.

Отчасти удешевление нефти вызвано тем, что ее экспортеры начали слишком быстро восстанавливать добычу, ослабляя ограничения. Но решающую роль играет недостаточный спрос. Биржевые аналитики опасаются, что рост заражения коронавирусом в США, Индии, Великобритании, других странах приведет к введению новых карантинных мер. Конечно, они не будут такими жесткими и массовыми, как в апреле-мае текущего года, но свое негативное воздействие на потребительскую и инвестиционную активность, без сомнения, окажут. В Турции приостановился рост цен на металлолом. Его стоимость достигла $300 за т CFR в первых числах сентября, но пока не в состоянии оторваться от этой отметки. При этом турецкие металлурги не принимают дальнейшего подорожания, опасаясь, что им не удастся продолжить повышение котировок на арматуру внутри страны и на экспорте. Впрочем, не исключено, что они просто собираются с силами и смогут выйти на новые высоты ближе к концу сентября. По-разному развивается ситуация в азиатских странах. В Индии и Вьетнаме активизировался внутренний спрос. Вследствие этого индийские компании взвинчивают внутренние и экспортные цены на прокат, а также сокращают объемы внешних поставок. Во Вьетнаме импортный горячекатаный прокат подскочил до $535-540 за т CFR. Но этому повышению может положить конец внезапный спад в Китае.

Стоимость арматуры и листового проката на китайском рынке находится сейчас на минимальных отметках за последние два месяца. Местные компании резко сократили импорт заготовки и практически отказались от зарубежных горячекатаных рулонов. В последние дни подешевела, хотя и не очень сильно, железная руда. Китайский фактор начинает оказывать влияние на весь азиатский рынок, направляя его в сторону понижения?

Что же случилось в Китае, который еще совсем недавно находился на подъеме и вел за собой другие страны? На первый взгляд, никаких существенных перемен там не произошло. По данным местной статистики, в августе продолжился рост продаж легковых и грузовых автомобилей, а также строительной техники. Причем по таким позициям как грузовики и экскаваторы текущие показатели превышают прошлогодние на десятки процентов.

По отзывам местных аналитиков, реальные успехи, достигнутые экономикой страны в последние месяцы, вскружили голову участникам рынка. Ожидалось, что уже в начале сентября спрос на стальную продукцию пойдет в рост, достигнув совершенно беспрецедентных значений. Однако пока что этого не наблюдается. Развитие идет достаточно плавно, без «больших скачков». Скорее, власти озаботились тем, чтобы избежать перегрева рынка, особенно, в строительном секторе, а также вспомнили об экологии, заставив промышленников в ряде городских округов северо-востока страны сбавить обороты.

Возможно, негативное влияние на участников китайского рынка оказали данные о стагнации и даже небольшом снижении национального товарного экспорта. Правительство страны открыто предупреждает производителей, что рассчитывать на рост зарубежных продаж в обозримом будущем не приходится, а значит, приоритет должен отдаваться внутренним поставкам. В то же время все понимают, что такой поворот лицом к национальному потребителю будет весьма болезненным. За восемь месяцев 2020 г. китайские компании заработали на экспорте около 11 трлн. юаней ($1,6 трлн.), и даже частично заместить их внутренними продажами не просто. Так или иначе, видимый спрос на стальную продукцию в Китае снизился, что и привело к падению цен. Правда, аналитики консалтинговой компании Mysteel оптимистично считают, что во второй половине сентября рост возобновится, но котировки, по-видимому, так и не смогут побить августовские рекорды. А без китайской поддержки будет сложно брать новые высоты и азиатскому рынку в целом.

В то же время, проблема разрыва между внутренними и экспортными котировками, скорее всего, сохранит актуальность на российском рынке. Видимое потребление стальной продукции в нашей стране в целом вернулось на прошлогодний уровень, а в некоторых секторах (оцинкованная сталь, арматура, профильные трубы) опережает его. Но приближение холодного времени года неминуемо заморозит рост цен.

Пожалуй, оптимальным выходом из создавшейся ситуации было бы укрепление рубля хотя бы на 5-8% по сравнению с текущим уровнем. Тогда проблема с несвоевременным и неоправданным повышением рублевых котировок решилась бы сама собой. Но это пока что, по-видимому, не в наших силах.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Арестовано имущество «Крымского титана»
18.09.2020
Арестовано имущество «Крымского титана»
На филиал компании «Титановые инвестиции» в Армянске наложен арест на сумму более 108 млн рублей. Об этом 14 сентября сообщило Главное следственное управление Следственного комитета России по Республике Крым и городу Севастополю. Поводом стали уголовные дела в отношении бывшего гендиректора предприятия, возбужденные по факту выбросов в 2018 году.

krym-tytan.jpg
«Крымский титан», фото ©https://vesti-k.ru


Следователи завершили расследование уголовных дел по ч. 3 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение окружающей среды и по неосторожности массовое заболевание людей) и ч. 2 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, если эти деяния повлекли загрязнение или изменение природных свойств воздуха, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека).

Как установило следствие, бывший руководитель завода принял решение о продолжении эксплуатации кислотонакопителя. Это было сделано для «создания видимости эффективной работы и сокрытия от контролирующих органов существующей чрезвычайной ситуации» с этим оборудованием. В результате с середины августа по сентябрь 2018 года из-за превышения концентрации серной кислоты и высокой температуры произошли выбросы в атмосферу Армянска и села Перекоп. Это повлекло за собой массовое заболевание жителей и причинение существенного вреда окружающей среде.

«С целью обеспечения исполнения приговора в части гражданских исков, взыскания штрафа и других имущественных взысканий на имущество предприятия наложен арест на общую сумму более 108 миллионов рублей», – сообщает ведомство.

Как уточняет генеральная прокуратура РФ, надзорное ведомство Крыма утвердило обвинительное заключение в отношении бывшего гендиректора и направило дело в Армянский суд. Кроме того, по данным прокуратуры, преступление было совершено с января 2017 по сентябрь 2018 года. Оно заключалось в нарушении правил безопасной эксплуатации кислотонакопителя. Это привело к «значительному увеличению в нем концентрации кислых солей и соединений».

Добавим, по данным Федеральной налоговой службы, сейчас «Крымский титан» возглавляют Олег Панасюк (с марта 2020 года) и Алексей Обидин (с июля 2020). Ранее генеральным директором предприятия был Андрей Акулов


Источник: ЛКМ Портал