Российский производитель
защитных покрытий

Новая ирреальность. Российский и мировой рынок стали: 22-29 мая 2020 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
3 Июня 2020
Вот позади уже второй месяц, который мы прожили в условиях эпидемии коронавируса. Ограничения, с одной стороны, постепенно ослабевают, но, с другой, ходить в масках и перчатках, похоже, придется еще не один месяц, а в экономике все более очевидно проявляется долгосрочный спад, из которого выбираться придется долго и сложно.

bswan.jpg

По данным Министерства экономического развития, в апреле российский ВВП снизился на 12,0% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Объем строительных работ, правда, как ни странно, уменьшился только на 2,3% (впрочем, посмотрим, что покажет май, когда строительство временных и чрезвычайных госпиталей, в основном, завершилось), но платные услуги, предоставляемые населению, упали на 37,2%. Среди отраслей промышленности обращает на себя внимание более чем 34%-ное падение в машиностроении.

Вообще, нынешняя ситуация напоминает первую половину 2015 г., но в усиленном варианте. Как тогда, так и сейчас резко сократился платежеспособный спрос буквально на все – «Мы не можем себе этого позволить». Обвалилось автомобилестроение, глубокий спад произошел в секторе жилищного строительства, а с новыми торгово-развлекательными и офисными центрами стало совсем худо.

Как и тогда, из этой ямы мы будем выползать медленно и печально. Эпидемия продолжается, количество выявленных вирусоносителей продолжает увеличиваться более чем по 8 тыс. в день, а смертей к концу прошедшей неделе прибавилось. Значит, ограничения будут сохраняться, как минимум, пока не появится массовая, доступная и надежная вакцина.

А это плохо не только потому, что совсем не скоро заработает на полную мощность экономика. Карантин, падение доходов компаний и населения, рост безработицы, неуверенность в будущем – все эти факторы меняют поведение потребителей. Есть риск свалиться в классическую «ловушку бедности»: производство не функционирует, потому что нет спроса, а спросу взяться неоткуда, потому что ничего не работает – негде и не на чем зарабатывать, нечего тратить.

Последние тенденции и события за рубежом показывают, что экономический кризис приобретает долгосрочные масштабы и глобальный характер. Индикатором растущих неурядиц становится при этом самая, пожалуй, глобализированная отрасль – автомобилестроение. Понятно, что автозаводы просто остановились во время жесткого карантина, так как перебои в работе транспорта оборвали многие международные производственные цепочки. Но и в обозримом будущем автомобильные компании не ждут особого улучшения.

В частности, такие страны как Таиланд, Индонезия, Индия прогнозируют на 2020 г. в целом падение автопроизводства на 40-50% по сравнению с прошлым годом – не самым, кстати, благополучным. Японская корпорация Nissan планирует выпускать на 20% автомобилей меньше до конца 2023/2024 финансового года (апрель/март). Она закрывает автозаводы в Индонезии и Испании и прекращает производство машин марки Datsun в России.

В прогнозах западных компаний, банков и промышленных ассоциаций в последнее время все чаще появляются ссылки на конец 2020-го, 2021, даже 2022 г. как срок возможного восстановления рынка и возвращения к докризисным показателям. Это в полной мере относится и к стальной продукции.

По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, в мае спрос на металл в странах региона составил не более 40-50% от уровня аналогичного месяца прошлого года. Такая же, если не хуже, обстановка в США. Еще более существенное падение наблюдается в Индии и ряде стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, где только во второй половине мая приступили к отмене наиболее радикальных запретов. При этом производство стали практически везде снизилось в меньшей степени, чем потребление. Из-за этого металлургические компании ищут возможности для расширения сбыта за рубежом, сталкиваясь там с такими же жаждущими продаж продавцами. Основную поддержку мировому рынку стали продолжает оказывать Китай. В начале прошедшей недели внутренние цены там немного пошатнулись, так как правительство страны признало, что не может предложить всем рецепты чудесного восстановления, но затем вернулись на прежние позиции. Железная руда в Китае снова вышла на отметку $100 за т, подтягивая за собой вверх прокат.

Благодаря этому стоимость заготовки, которую продолжают импортировать китайские компании, приблизилась к $400 за т CFR, а горячекатаный прокат в Азии достиг $415-430 за т CFR с поставкой в июле. Тем не менее, устойчивого подъема там не происходит. Китайцы импортируют стальную продукцию, пока внутренние цены выше, чем за рубежом, и тем самым фактически регулируют весь региональный рынок. Кроме того, на Дальнем Востоке начался сезон дождей, который продлится до конца сентября. В это время спрос на стальную продукцию будет относительно невысокий. В западных странах, где доля кризисного автомобилестроения в потреблении стали достигает 30% и более, дела идут куда хуже. Так, не остановилось скольжение вниз котировок на прокат в Европе. В Турции, где производство автомобилей и автокомпонентов тоже является одной из важнейших отраслей экономики, дела чуть лучше, но цены на стальную продукцию растут слабо. Металлолом с середины мая трепыхается вокруг отметки $250 за т CFR и не движется ни в ту, ни в другую сторону.

Российские металлурги во второй половине мая добились некоторого повышения экспортных котировок, прежде всего, на азиатском направлении. Но продолжить этот рост в ближайшие недели, скорее всего, будет нелегко. Это ставит под вопрос и возможность подорожания стальной продукции в России. Хотя летом потребление традиционно достигает пика, а ситуация в экономике в июне будет определенно лучше, чем в апреле-мае, на споте арматура и горячекатаный прокат все еще дешевеют. Развороту мешают избыток запасов (в том числе, в сбытовой сети комбинатов), с одной стороны, и недостаточный объем потребления, с другой.

Здесь впору вспомнить о том, как и за счет чего мы выходили из кризиса 2015 г. Стоимость стальной продукции в России тогда пошла вверх весной 16-го, а организовал этот подъем Китай. Тогда же, пройдя крайнюю точку падения, двинулись на повышение и цены на нефть. Сейчас Китай, по большому счету, удерживает мировой рынок стали от обвала, но запустить в одиночку рост у него, очевидно, не получится. Нефть дошла до около $35 за баррель, но возможность ее дальнейшего подорожания пока блокируется глобальным экономическим кризисом.

Причем, если в 2009 г. проблему удалось решить триллионными перечислениями банковскому сектору, что позволило банкам списать потерянные осенью 2008 г. активы и возобновить кредитование, то сейчас подобный инструмент не работает. Судя по подъему курсов акций на западных биржах, в финансовой сфере как раз все в полном порядке. А вот запустить заново промышленность и сферу услуг, остановленные вследствие карантина, – задача, как оказалось, совсем не тривиальная. Можно, конечно, поддерживать социальную стабильность выплатами щедрых пособий по безработице из бездонного государственного кошелька, как это сейчас делают в США, но кто знает, какие ягодки вырастут по осени из этих цветочков?!

Впрочем, американские проблемы пусть решают сами американцы, а у нас хватает и своих собственных. Исходя из того, что программа восстановления экономики, которую сейчас клепают в правительстве, рассчитана до 2025 г., напрасных иллюзий там никто не строит. Можно, конечно, попробовать полечить нынешнюю спросовую анемию сильнодействующими средствами наподобие более решительной прямой финансовой поддержки населения, раздачи безвозвратных грантов компаниям, запуска многочисленных государственных инвестиционных и строительных проектов за счет печатного станка и т.д. Но использование таких инструментов, во-первых сопряжено с серьезным риском раскручивания инфляции, а, во-вторых, требует филигранного управления процессом, что явно не наш случай. Наконец, в-третьих, стимулирование экономики, очевидно, стартует не раньше, чем завершится действие карантинных ограничений.

В 2015 г. российское правительство не смогло пойти по китайскому пути, использовав государственные инвестиции как основной источник экономического роста. Но тогда приоритетными задачами считались борьба с инфляцией, очистка банковской системы, «обеление» российской экономики и снижение доли нефти в государственных доходах… за счет перераспределения «тягла» на другие сектора. К настоящему времени все эти задачи, в целом, выполнены, да и команда в правительстве сильно обновилась. Так что, не исключено, что в ближайшие месяцы мы сможем увидеть в России что-то из китайского опыта.

Как и пять лет тому назад, в качестве антикризисных мер наверняка будут использоваться импортозамещение и поддержка ключевых секторов промышленности и строительства. По крайней мере, на рынке потребительских товаров есть масса возможностей для замены импортной продукции на отечественную. А обновленные СПИКи, закон о защите капиталовложений и прочие законодательные изменения могут создать благоприятную почву для новых инвестиций.

Однако прежде чем что-то запускать, надо дождаться очевидного перелома в борьбе с эпидемией. Именно этот фактор сейчас играет определяющую роль на российском рынке. Поэтому, по меньшей мере, на ближайшие две-три-четыре недели нынешнее состояние измененной реальности будет сохраняться.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
Операционные результаты 1-й квартал 2021 г.
24.04.2021
Операционные результаты 1-й квартал 2021 г.
Отчетность лидеров российского рынка за первый квартал 2021 года. Основные моменты

ПАО «СЕВЕРСТАЛЬ»



Основные моменты за 1-й кв. 2021 год

Производство стали увеличилось на 7% и составило 2.96 млн тонн (4 кв. 2020: 2.77 млн тонн), вследствие увеличения в 1 кв. 2021 количества плавок и их веса.

Объем производства чугуна в 1 кв. 2021 года увеличился на 12% по сравнению с предыдущим кварталом до 2.67 млн тонн (4 кв. 2020: 2.40 млн тонн) благодаря запуску доменной печи №3.

Продажи стальной продукции выросли на 8% к предыдущему кварталу и составили 2.63 млн тонн (4 кв. 2020: 2.44 млн тонн) из-за возросших объемов производства и завершения краткосрочных ремонтов в предыдущем квартале.

Компания нарастила долю продаж на экспортном рынке до 52% (4 кв. 2020: 35%) вследствие благоприятной динамики экспортных цен и возросшего спроса.

Доля продукции с высокой добавленной стоимостью составила 46% (4 кв. 2020: 53%) ввиду возросших объемов производства горячекатаного проката, сортового проката и полуфабрикатов.

Выручка группы выросла на 28.8% к предыдущему кварталу и составила $2,219 млн (4 кв. 2020: $1,723 млн) вследствие возросших объемов продаж стали и благоприятной динамики цен.

Групповой показатель EBITDA вырос на 63.7% до $1,162 млн (4 кв. 2020: $710 млн) на фоне возросшей выручки. Вертикально-интегрированная бизнес-модель Группы позволила обеспечить значение показателя рентабельности по EBITDA на уровне 52.4%, что остается одним из самых высоких в мире значений в стальной отрасли.

Объем свободного денежного потока вырос на 134.4% по сравнению с предыдущим кварталом до $497 млн в 1 кв. 2021 года (4 кв. 2020: $212 млн), что главным образом отражает рост EBITDA и положительные изменения в оборотном капитале по сравнению с предыдущим кварталом.

Чистая прибыль составила $721 млн (4 кв. 2020: $386 млн), что включает убытки от курсовых разниц в размере $47 млн.

Денежные потоки на капитальные инвестиции составили $278 млн (4 кв. 2020: $311 млн).

Чистый долг сократился до $1,589 млн на конец 1 кв. 2021 (4 кв. 2020: $2,029 млн).

«Северсталь» стремится повысить акционерную стоимость компании, в том числе поддерживая низкий уровень долга. Финансовое положение «Северстали» остается устойчивым при коэффициенте чистый долг/EBITDA на уровне 0.52 на конец 1 кв. 2021 года. Как следствие, рекомендованные Советом директоров дивиденды за 1 кв. 2021 составляют 46.77 рублей на акцию.

ПАО «ММК»



Основные моменты за 1-й кв. 2021 года

Рост выплавки чугуна на 9,2% относительно 1 квартала 2020 года обусловлен отсутствием капитальных ремонтов в доменном производстве в течение квартала.

Объем выплавки стали вырос на 9,2% относительно 1 квартала прошлого года в связи с отсутствием капитальных ремонтов в конвертерном производстве и завершением модернизации стана 2500 г/п.

Продажи товарной продукции по Группе ММК выросли к аналогичному периоду прошлого года на 5,8% на фоне высокой загрузки стана 2500 после модернизации.

Продажи премиальной продукции сократились на 11,8% по сравнению с уровнем 2020 года по причине изменения структуры заказов на толстый лист стана 5000 и в связи с ростом внутригрупповых продаж х/к проката на фоне реконструкции реверсивного стана 1700.

Объем производства угольного концентрата остался на уровне 1 квартала прошлого года и составил 815 тыс. тонн.

ПАО «НЛМК»



Основные моменты за 1-й кв. 2021 года

Производство стали выросло до 4,4 млн т (+12% кв/кв; +4% г/г) с увеличением производительности оборудования НЛМК после реконструкции, а также с завершением плановых ремонтов в сегменте Сортовой прокат Россия.

Внешние продажи сократились на 7% кв/кв (-13% г/г) до 3,9 млн т с уменьшением продаж товарного чугуна на фоне завершения капитального ремонта одной из доменных печей НЛМК, а также с возобновлением внутригрупповых поставок слябов на НЛМК США для удовлетворения локального спроса на готовый прокат (в запасах на конец 1 кв.). Кроме того, на конец квартала были накоплены запасы в портах Черного моря из-за неблагоприятных погодных условий, соответствующий металл будет реализован во 2-м квартале текущего года.

Продажи на «домашних» рынках выросли на 4% кв/кв (-10% г/г) до 2,7 млн т.

Продажи на экспортных рынках снизились до 1,2 млн т (-21% кв/кв; -12% г/г) с уменьшением продаж чугуна и увеличением внутригрупповых поставок слябов.

Сравнительная характеристика продаж металла с покрытием, тыс. тонн

Продажи, тыс. тонн 1 кв. 2021 г. 4 кв. 2020 г. изм., % 1 кв. 2021 г. 1 кв. 2020 г. изм., %
ПАО «СЕВЕРСТАЛЬ»
Оцинкованный лист и лист с другим металлическим покрытием 275 233 18 275 214 29
Лист с полимерным покрытием 83 98 -15 83 98 -15
ПАО «ММК» включая «ЛМЗ»
Оцинкованный прокат 439 460 -4,6 439 443 -1,1
Прокат с полимерным покрытиями 150 200 -24,8 150 140 7,3
ПАО «НЛМК»
Оцинкованный прокат 184 203 -9 184 216 -15
Прокат с полимерным покрытием 81 82 -2 81 97 -17


Источник: официальный сайт компании.

Динамика общих продаж металла с покрытием, тыс. тонн

Показатели, тыс. тонн 1 кв. 2021 г. 4 кв. 2020 г. изм., % 1 кв. 2021 г. 1 кв. 2020 г. изм., %
Оцинкованный прокат 898 896 0,2 898 873 2,8
Прокат с полимерным покрытиями 314 380 -17,3 314 335 -6,2
ММК снизил продажи окрашенного проката на 24,8%
23.04.2021
ММК снизил продажи окрашенного проката на 24,8%
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) в первом квартале сократил продажи проката с полимерным покрытием на 24,8% относительно октября -декабря 2020 года и увеличил на 7,3% к аналогичному периоду 2020. Об этом сообщается в отчете компании.

Площадка завода, фото ©mmk.ru


Продажи металлопродукции в целом по группе в январе-марте составили 2,9 млн тонн – на 4,6% меньше четвертого квартала 2020 года и 5,8% больше, чем за аналогичный период 2020. Реализация оцинкованного проката достигла 439 тыс. тонн (соответственно – 4,6% и -1,1%), проката с полимерными покрытиями – 150 тыс. (-24,8% и +7,3%).

Компания сокращение продаж товарной продукции объясняет формированием складских запасов металлопроката строительного назначения перед стартом высокого сезона.

Продажи товарной металлопродукции в категории «Стальной сегмент Россия» составили 2,85 млн тонн – на 2,7% меньше октября -декабря 2020 года и 9,8% первого квартала 2020. В том числе ММК реализовал 270 тыс. тонн оцинкованного проката (соответственно - 9,1% и - 13,1%), окрашенного металлопроката – 126 тыс. (-16,1% и +15,3%).

ММК отмечает, что снижение продаж вызвано накоплением запасов перед стартом сезона «более привлекательной ценовой конъюнктурой в сегменте оцинкованного проката».

Средние цены на продукцию в первом квартале относительно октября -декабря 2020 года выросли на 24% и на 20% к аналогичному периоду 2020. Окрашенный металлопрокат подорожал соответственно на 31,6% и 35,6% до 1 121 долларов США за тонну, «оцинковка» – на 29,4% и 31% до 853 долларов США.

Источник: ЛКМ Портал
Ценам понадобится два года, чтобы перейти от роста к спаду
22.04.2021
Ценам понадобится два года, чтобы перейти от роста к спаду
После резкого подъема в конце 2020-го и первой половине 2021 г. ценам на стальную продукцию понадобится, как минимум, два года, чтобы «охладиться». Такое предположение высказал управляющий директор индийской компании Jindal Steel and Power Ltd (JSPL) В.Р. Шарма.



По его словам, причиной скачка цен стало резкое увеличение покупательского интереса, возникшее, в частности, под влиянием эффекта отложенного спроса.

В частности, в Индии потребление проката в 2020/2021 финансовом году (апрель/март) упало примерно на 10% по сравнению с предыдущим периодом до около 99 млн. т. Но в 2021/2022 гг. В.Р. Шарма прогнозирует рост до 140-150 млн. т, тогда как объем внутреннего производства (включая двойной счет) составит лишь порядка 125 млн. т.

Как отмечает эксперт, в большинстве стран мира, включая Индию, правительства запустили программы антиковидного стимулирования экономики. И пока они будут продолжать эту политику, выплачивая компенсации населению и бизнесу и направляя средства в реальный сектор, потребление стальной продукции останется высоким, а снижения цен на нее не произойдет.

Тем временем JSPL завершила объявленную в прошлом году сделку по продаже 48,99% акций своего оманского актива Jindal Shadeed. Покупателем выступила зарегистрированная на Маврикии частная компания Vulcan Steel.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»