Российский производитель
защитных покрытий

Новая ирреальность. Российский и мировой рынок стали: 22-29 мая 2020 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
3 Июня 2020
Вот позади уже второй месяц, который мы прожили в условиях эпидемии коронавируса. Ограничения, с одной стороны, постепенно ослабевают, но, с другой, ходить в масках и перчатках, похоже, придется еще не один месяц, а в экономике все более очевидно проявляется долгосрочный спад, из которого выбираться придется долго и сложно.

bswan.jpg

По данным Министерства экономического развития, в апреле российский ВВП снизился на 12,0% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Объем строительных работ, правда, как ни странно, уменьшился только на 2,3% (впрочем, посмотрим, что покажет май, когда строительство временных и чрезвычайных госпиталей, в основном, завершилось), но платные услуги, предоставляемые населению, упали на 37,2%. Среди отраслей промышленности обращает на себя внимание более чем 34%-ное падение в машиностроении.

Вообще, нынешняя ситуация напоминает первую половину 2015 г., но в усиленном варианте. Как тогда, так и сейчас резко сократился платежеспособный спрос буквально на все – «Мы не можем себе этого позволить». Обвалилось автомобилестроение, глубокий спад произошел в секторе жилищного строительства, а с новыми торгово-развлекательными и офисными центрами стало совсем худо.

Как и тогда, из этой ямы мы будем выползать медленно и печально. Эпидемия продолжается, количество выявленных вирусоносителей продолжает увеличиваться более чем по 8 тыс. в день, а смертей к концу прошедшей неделе прибавилось. Значит, ограничения будут сохраняться, как минимум, пока не появится массовая, доступная и надежная вакцина.

А это плохо не только потому, что совсем не скоро заработает на полную мощность экономика. Карантин, падение доходов компаний и населения, рост безработицы, неуверенность в будущем – все эти факторы меняют поведение потребителей. Есть риск свалиться в классическую «ловушку бедности»: производство не функционирует, потому что нет спроса, а спросу взяться неоткуда, потому что ничего не работает – негде и не на чем зарабатывать, нечего тратить.

Последние тенденции и события за рубежом показывают, что экономический кризис приобретает долгосрочные масштабы и глобальный характер. Индикатором растущих неурядиц становится при этом самая, пожалуй, глобализированная отрасль – автомобилестроение. Понятно, что автозаводы просто остановились во время жесткого карантина, так как перебои в работе транспорта оборвали многие международные производственные цепочки. Но и в обозримом будущем автомобильные компании не ждут особого улучшения.

В частности, такие страны как Таиланд, Индонезия, Индия прогнозируют на 2020 г. в целом падение автопроизводства на 40-50% по сравнению с прошлым годом – не самым, кстати, благополучным. Японская корпорация Nissan планирует выпускать на 20% автомобилей меньше до конца 2023/2024 финансового года (апрель/март). Она закрывает автозаводы в Индонезии и Испании и прекращает производство машин марки Datsun в России.

В прогнозах западных компаний, банков и промышленных ассоциаций в последнее время все чаще появляются ссылки на конец 2020-го, 2021, даже 2022 г. как срок возможного восстановления рынка и возвращения к докризисным показателям. Это в полной мере относится и к стальной продукции.

По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, в мае спрос на металл в странах региона составил не более 40-50% от уровня аналогичного месяца прошлого года. Такая же, если не хуже, обстановка в США. Еще более существенное падение наблюдается в Индии и ряде стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, где только во второй половине мая приступили к отмене наиболее радикальных запретов. При этом производство стали практически везде снизилось в меньшей степени, чем потребление. Из-за этого металлургические компании ищут возможности для расширения сбыта за рубежом, сталкиваясь там с такими же жаждущими продаж продавцами. Основную поддержку мировому рынку стали продолжает оказывать Китай. В начале прошедшей недели внутренние цены там немного пошатнулись, так как правительство страны признало, что не может предложить всем рецепты чудесного восстановления, но затем вернулись на прежние позиции. Железная руда в Китае снова вышла на отметку $100 за т, подтягивая за собой вверх прокат.

Благодаря этому стоимость заготовки, которую продолжают импортировать китайские компании, приблизилась к $400 за т CFR, а горячекатаный прокат в Азии достиг $415-430 за т CFR с поставкой в июле. Тем не менее, устойчивого подъема там не происходит. Китайцы импортируют стальную продукцию, пока внутренние цены выше, чем за рубежом, и тем самым фактически регулируют весь региональный рынок. Кроме того, на Дальнем Востоке начался сезон дождей, который продлится до конца сентября. В это время спрос на стальную продукцию будет относительно невысокий. В западных странах, где доля кризисного автомобилестроения в потреблении стали достигает 30% и более, дела идут куда хуже. Так, не остановилось скольжение вниз котировок на прокат в Европе. В Турции, где производство автомобилей и автокомпонентов тоже является одной из важнейших отраслей экономики, дела чуть лучше, но цены на стальную продукцию растут слабо. Металлолом с середины мая трепыхается вокруг отметки $250 за т CFR и не движется ни в ту, ни в другую сторону.

Российские металлурги во второй половине мая добились некоторого повышения экспортных котировок, прежде всего, на азиатском направлении. Но продолжить этот рост в ближайшие недели, скорее всего, будет нелегко. Это ставит под вопрос и возможность подорожания стальной продукции в России. Хотя летом потребление традиционно достигает пика, а ситуация в экономике в июне будет определенно лучше, чем в апреле-мае, на споте арматура и горячекатаный прокат все еще дешевеют. Развороту мешают избыток запасов (в том числе, в сбытовой сети комбинатов), с одной стороны, и недостаточный объем потребления, с другой.

Здесь впору вспомнить о том, как и за счет чего мы выходили из кризиса 2015 г. Стоимость стальной продукции в России тогда пошла вверх весной 16-го, а организовал этот подъем Китай. Тогда же, пройдя крайнюю точку падения, двинулись на повышение и цены на нефть. Сейчас Китай, по большому счету, удерживает мировой рынок стали от обвала, но запустить в одиночку рост у него, очевидно, не получится. Нефть дошла до около $35 за баррель, но возможность ее дальнейшего подорожания пока блокируется глобальным экономическим кризисом.

Причем, если в 2009 г. проблему удалось решить триллионными перечислениями банковскому сектору, что позволило банкам списать потерянные осенью 2008 г. активы и возобновить кредитование, то сейчас подобный инструмент не работает. Судя по подъему курсов акций на западных биржах, в финансовой сфере как раз все в полном порядке. А вот запустить заново промышленность и сферу услуг, остановленные вследствие карантина, – задача, как оказалось, совсем не тривиальная. Можно, конечно, поддерживать социальную стабильность выплатами щедрых пособий по безработице из бездонного государственного кошелька, как это сейчас делают в США, но кто знает, какие ягодки вырастут по осени из этих цветочков?!

Впрочем, американские проблемы пусть решают сами американцы, а у нас хватает и своих собственных. Исходя из того, что программа восстановления экономики, которую сейчас клепают в правительстве, рассчитана до 2025 г., напрасных иллюзий там никто не строит. Можно, конечно, попробовать полечить нынешнюю спросовую анемию сильнодействующими средствами наподобие более решительной прямой финансовой поддержки населения, раздачи безвозвратных грантов компаниям, запуска многочисленных государственных инвестиционных и строительных проектов за счет печатного станка и т.д. Но использование таких инструментов, во-первых сопряжено с серьезным риском раскручивания инфляции, а, во-вторых, требует филигранного управления процессом, что явно не наш случай. Наконец, в-третьих, стимулирование экономики, очевидно, стартует не раньше, чем завершится действие карантинных ограничений.

В 2015 г. российское правительство не смогло пойти по китайскому пути, использовав государственные инвестиции как основной источник экономического роста. Но тогда приоритетными задачами считались борьба с инфляцией, очистка банковской системы, «обеление» российской экономики и снижение доли нефти в государственных доходах… за счет перераспределения «тягла» на другие сектора. К настоящему времени все эти задачи, в целом, выполнены, да и команда в правительстве сильно обновилась. Так что, не исключено, что в ближайшие месяцы мы сможем увидеть в России что-то из китайского опыта.

Как и пять лет тому назад, в качестве антикризисных мер наверняка будут использоваться импортозамещение и поддержка ключевых секторов промышленности и строительства. По крайней мере, на рынке потребительских товаров есть масса возможностей для замены импортной продукции на отечественную. А обновленные СПИКи, закон о защите капиталовложений и прочие законодательные изменения могут создать благоприятную почву для новых инвестиций.

Однако прежде чем что-то запускать, надо дождаться очевидного перелома в борьбе с эпидемией. Именно этот фактор сейчас играет определяющую роль на российском рынке. Поэтому, по меньшей мере, на ближайшие две-три-четыре недели нынешнее состояние измененной реальности будет сохраняться.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
Россия в январе-апреле снизила поставки лакокрасок в страны ЕАЭС
28.06.2020
Россия в январе-апреле снизила поставки лакокрасок в страны ЕАЭС
Россия в январе-апреле 2020 года снизила объемы поставок лакокрасочных материалов в страны Евразийского экономического союза. Экспорт ВД-покрытий относительно аналогичного периода 2019 года сократился в тоннаже на 40,4 %, «органикик» – на 27,2 %, сообщается в материалах Евразийской экономической комиссии.

sklad-lkm1.jpg
Склад ЛКМ, фото ©.yandex.net


Отечественные компании поставили в Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию 10,74 тыс. тонн ОР-материалов на сумму 18 млн долларов США, что на 17,1 % в денежном выражении меньше января-апреля 2019 года.

Экспорт водных покрытий составил 2,65 тыс. тонн на сумму 3,8 млн долларов США (-22,7 % по стоимости).

Импорт российских ЛКМ сократили все четыре странны ЕАЭС.

Казахстан закупил 7 тыс. тонн «органики» на сумму 10,4 млн долларов США, что на 26,5 % в тоннаже и 18,2 % в деньгах меньше января-апреля 2019 года. Поставки ВД-покрытий снизились на 41 % по массе до 1,34 тыс. тонн и 18,8 % по сумме до 1,83 млн долларов США.

Беларусь сократила импорт лакокрасочных материалов на органорастворимой основе на 21 % по массе до 2,4 тыс. тонн и на 8,5 % по стоимости до 6,26 млн долларов США. Закупки водных покрытий составили 1 тыс. тонн (- 37,7 %) на сумму 1,82 млн долларов США (-24,4 %).

Объемы поставок ОР-материалов в Киргизию снизились на 41,8 % в тоннаже (до 962 тонн) и на 22,7 % в деньгах (до 979 тыс. долларов США), ВД-покрытий – соответственно на 63,3 % (до 78 тонн) и 58 % (до 99,8 тыс. долларов).

Армения снизила импорт «органики» на 40,4 % (до 273 тонн) по массе и на 22,7 % (до 439 тыс. долларов США) по сумме, материалов на водной основе – на 34,1 % (до 133 тонн) и на 24,8 % (до 128 тыс.).

Напомним, в 2020 году наблюдается сокращение поставок ВД-покрытий в страны ЕАЭС. По итогам первого квартала экспорт материалов на водной основе в тоннаже уменьшился на 25,5 %. В апреле на ситуацию не лучшим образом повлиял спад внутреннего производства ЛКМ на 17,3 % из-за введения режима нерабочих дней.


Источник: ЛКМ Портал
Пока/уже/еще все хорошо. Российский и мировой рынок листового проката: 10-17 июня
27.06.2020
Пока/уже/еще все хорошо. Российский и мировой рынок листового проката: 10-17 июня
Российский рынок проката долго раскачивался после отмены наиболее серьезных карантинных ограничений, но все-таки раскачался. Спрос на стальную продукцию не отличается высокой активностью, ажиотажным его не назовешь, но он есть и, более того, постепенно увеличивается. При этом металлургическим компаниям благодаря своевременно проведенным ремонтам и расширению экспортных поставок удалось избежать избытка предложения.

listoprokat.jpg

Таким образом, рынок вполне готов к повышению. Разворот осталось осуществить только на споте, но за этим, очевидно, дело не станет. В то же время, дистрибьюторы и трубные заводы предупреждают металлургов о нежелательности резкого подъема июльских котировок. Это может нарушить создавшийся хрупкий баланс между спросом и предложением и негативно повлиять на потребление.

За рубежом котировки на российский листовой прокат продолжают расти за счет подорожания сырья, а также высокой покупательской активности в Турции, Китае и Вьетнаме. Однако темпы роста числа зараженных коронавирусом в мире снова увеличиваются, а в западных странах обстановка остается напряженной. Пока все хорошо, но в будущем это может создать проблемы.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
На мировом рынке алюминия увеличивается избыток предложения первичного металла
26.06.2020
На мировом рынке алюминия увеличивается избыток предложения первичного металла
Мировой рынок первичного алюминия сталкивается с растущим дисбалансом спроса и предложения, так как выплавка металла практически не изменилась во время коронавирусного кризиса, а его потребление значительно упало.

al-market.jpg

Об этом заявил в интервью S&P Global Platts генеральный директор Канадской алюминиевой ассоциации Жан Симар. По его словам, металлургические компании не останавливали электролизные линии из-за высоких затрат, связанных с временным прекращением и повторным запуском производства. В то же время, выпуск готовой алюминиевой продукции упал.

О том же самом, сообщала ранее и норвежская компания Norsk Hydro. В апреле-мае она даже увеличила производство первичного алюминия на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как продажи алюминиевого проката упали у нее на 21%, а экструдированного профиля – на 42%.

По мнению Жана Симара, в текущем году повторится та же ситуация, что и во время кризиса 2008 г. С рынка будут вынуждены уйти частные компании с высокими затратами, расположенные, главным образом, в западных странах. В то же время, китайская алюминиевая отрасль кризиса практически не заметит.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»