Российский производитель
защитных покрытий

Новая ирреальность. Российский и мировой рынок стали: 22-29 мая 2020 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
3 Июня 2020
Вот позади уже второй месяц, который мы прожили в условиях эпидемии коронавируса. Ограничения, с одной стороны, постепенно ослабевают, но, с другой, ходить в масках и перчатках, похоже, придется еще не один месяц, а в экономике все более очевидно проявляется долгосрочный спад, из которого выбираться придется долго и сложно.

bswan.jpg

По данным Министерства экономического развития, в апреле российский ВВП снизился на 12,0% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Объем строительных работ, правда, как ни странно, уменьшился только на 2,3% (впрочем, посмотрим, что покажет май, когда строительство временных и чрезвычайных госпиталей, в основном, завершилось), но платные услуги, предоставляемые населению, упали на 37,2%. Среди отраслей промышленности обращает на себя внимание более чем 34%-ное падение в машиностроении.

Вообще, нынешняя ситуация напоминает первую половину 2015 г., но в усиленном варианте. Как тогда, так и сейчас резко сократился платежеспособный спрос буквально на все – «Мы не можем себе этого позволить». Обвалилось автомобилестроение, глубокий спад произошел в секторе жилищного строительства, а с новыми торгово-развлекательными и офисными центрами стало совсем худо.

Как и тогда, из этой ямы мы будем выползать медленно и печально. Эпидемия продолжается, количество выявленных вирусоносителей продолжает увеличиваться более чем по 8 тыс. в день, а смертей к концу прошедшей неделе прибавилось. Значит, ограничения будут сохраняться, как минимум, пока не появится массовая, доступная и надежная вакцина.

А это плохо не только потому, что совсем не скоро заработает на полную мощность экономика. Карантин, падение доходов компаний и населения, рост безработицы, неуверенность в будущем – все эти факторы меняют поведение потребителей. Есть риск свалиться в классическую «ловушку бедности»: производство не функционирует, потому что нет спроса, а спросу взяться неоткуда, потому что ничего не работает – негде и не на чем зарабатывать, нечего тратить.

Последние тенденции и события за рубежом показывают, что экономический кризис приобретает долгосрочные масштабы и глобальный характер. Индикатором растущих неурядиц становится при этом самая, пожалуй, глобализированная отрасль – автомобилестроение. Понятно, что автозаводы просто остановились во время жесткого карантина, так как перебои в работе транспорта оборвали многие международные производственные цепочки. Но и в обозримом будущем автомобильные компании не ждут особого улучшения.

В частности, такие страны как Таиланд, Индонезия, Индия прогнозируют на 2020 г. в целом падение автопроизводства на 40-50% по сравнению с прошлым годом – не самым, кстати, благополучным. Японская корпорация Nissan планирует выпускать на 20% автомобилей меньше до конца 2023/2024 финансового года (апрель/март). Она закрывает автозаводы в Индонезии и Испании и прекращает производство машин марки Datsun в России.

В прогнозах западных компаний, банков и промышленных ассоциаций в последнее время все чаще появляются ссылки на конец 2020-го, 2021, даже 2022 г. как срок возможного восстановления рынка и возвращения к докризисным показателям. Это в полной мере относится и к стальной продукции.

По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, в мае спрос на металл в странах региона составил не более 40-50% от уровня аналогичного месяца прошлого года. Такая же, если не хуже, обстановка в США. Еще более существенное падение наблюдается в Индии и ряде стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, где только во второй половине мая приступили к отмене наиболее радикальных запретов. При этом производство стали практически везде снизилось в меньшей степени, чем потребление. Из-за этого металлургические компании ищут возможности для расширения сбыта за рубежом, сталкиваясь там с такими же жаждущими продаж продавцами. Основную поддержку мировому рынку стали продолжает оказывать Китай. В начале прошедшей недели внутренние цены там немного пошатнулись, так как правительство страны признало, что не может предложить всем рецепты чудесного восстановления, но затем вернулись на прежние позиции. Железная руда в Китае снова вышла на отметку $100 за т, подтягивая за собой вверх прокат.

Благодаря этому стоимость заготовки, которую продолжают импортировать китайские компании, приблизилась к $400 за т CFR, а горячекатаный прокат в Азии достиг $415-430 за т CFR с поставкой в июле. Тем не менее, устойчивого подъема там не происходит. Китайцы импортируют стальную продукцию, пока внутренние цены выше, чем за рубежом, и тем самым фактически регулируют весь региональный рынок. Кроме того, на Дальнем Востоке начался сезон дождей, который продлится до конца сентября. В это время спрос на стальную продукцию будет относительно невысокий. В западных странах, где доля кризисного автомобилестроения в потреблении стали достигает 30% и более, дела идут куда хуже. Так, не остановилось скольжение вниз котировок на прокат в Европе. В Турции, где производство автомобилей и автокомпонентов тоже является одной из важнейших отраслей экономики, дела чуть лучше, но цены на стальную продукцию растут слабо. Металлолом с середины мая трепыхается вокруг отметки $250 за т CFR и не движется ни в ту, ни в другую сторону.

Российские металлурги во второй половине мая добились некоторого повышения экспортных котировок, прежде всего, на азиатском направлении. Но продолжить этот рост в ближайшие недели, скорее всего, будет нелегко. Это ставит под вопрос и возможность подорожания стальной продукции в России. Хотя летом потребление традиционно достигает пика, а ситуация в экономике в июне будет определенно лучше, чем в апреле-мае, на споте арматура и горячекатаный прокат все еще дешевеют. Развороту мешают избыток запасов (в том числе, в сбытовой сети комбинатов), с одной стороны, и недостаточный объем потребления, с другой.

Здесь впору вспомнить о том, как и за счет чего мы выходили из кризиса 2015 г. Стоимость стальной продукции в России тогда пошла вверх весной 16-го, а организовал этот подъем Китай. Тогда же, пройдя крайнюю точку падения, двинулись на повышение и цены на нефть. Сейчас Китай, по большому счету, удерживает мировой рынок стали от обвала, но запустить в одиночку рост у него, очевидно, не получится. Нефть дошла до около $35 за баррель, но возможность ее дальнейшего подорожания пока блокируется глобальным экономическим кризисом.

Причем, если в 2009 г. проблему удалось решить триллионными перечислениями банковскому сектору, что позволило банкам списать потерянные осенью 2008 г. активы и возобновить кредитование, то сейчас подобный инструмент не работает. Судя по подъему курсов акций на западных биржах, в финансовой сфере как раз все в полном порядке. А вот запустить заново промышленность и сферу услуг, остановленные вследствие карантина, – задача, как оказалось, совсем не тривиальная. Можно, конечно, поддерживать социальную стабильность выплатами щедрых пособий по безработице из бездонного государственного кошелька, как это сейчас делают в США, но кто знает, какие ягодки вырастут по осени из этих цветочков?!

Впрочем, американские проблемы пусть решают сами американцы, а у нас хватает и своих собственных. Исходя из того, что программа восстановления экономики, которую сейчас клепают в правительстве, рассчитана до 2025 г., напрасных иллюзий там никто не строит. Можно, конечно, попробовать полечить нынешнюю спросовую анемию сильнодействующими средствами наподобие более решительной прямой финансовой поддержки населения, раздачи безвозвратных грантов компаниям, запуска многочисленных государственных инвестиционных и строительных проектов за счет печатного станка и т.д. Но использование таких инструментов, во-первых сопряжено с серьезным риском раскручивания инфляции, а, во-вторых, требует филигранного управления процессом, что явно не наш случай. Наконец, в-третьих, стимулирование экономики, очевидно, стартует не раньше, чем завершится действие карантинных ограничений.

В 2015 г. российское правительство не смогло пойти по китайскому пути, использовав государственные инвестиции как основной источник экономического роста. Но тогда приоритетными задачами считались борьба с инфляцией, очистка банковской системы, «обеление» российской экономики и снижение доли нефти в государственных доходах… за счет перераспределения «тягла» на другие сектора. К настоящему времени все эти задачи, в целом, выполнены, да и команда в правительстве сильно обновилась. Так что, не исключено, что в ближайшие месяцы мы сможем увидеть в России что-то из китайского опыта.

Как и пять лет тому назад, в качестве антикризисных мер наверняка будут использоваться импортозамещение и поддержка ключевых секторов промышленности и строительства. По крайней мере, на рынке потребительских товаров есть масса возможностей для замены импортной продукции на отечественную. А обновленные СПИКи, закон о защите капиталовложений и прочие законодательные изменения могут создать благоприятную почву для новых инвестиций.

Однако прежде чем что-то запускать, надо дождаться очевидного перелома в борьбе с эпидемией. Именно этот фактор сейчас играет определяющую роль на российском рынке. Поэтому, по меньшей мере, на ближайшие две-три-четыре недели нынешнее состояние измененной реальности будет сохраняться.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
Падение продаж ЛКМ лидеров рынка достигло 17%
21.09.2020
Падение продаж ЛКМ лидеров рынка достигло 17%
Падение продаж лакокрасочных материалов во втором квартале среди ведущих мировых производителей из Топ-11 достигло 17% относительно аналогичного периода 2019 года. Такие данные приводят аналитики компании CHEM Research GmbH.

axalta.jpg
Axalta, фото ©www.hbmsports.com


На снижении продаж ЛКМ не лучшим образом отразилась пандемия Covid-19. Она оказала значительное влияние как на промышленность в целом, так и на рынок лакокрасочной продукции.

«Меры по сдерживанию приводят к значительному снижению количества покрытий промышленного сегмента»,– говорится в сообщении.

Данные о снижении продаж индустриальных ЛКМ не уточняются. Также компания не приводит информацию о реализации материалов декоративного назначения. Отмечается лишь стабильность и небольшой рост продаж. Он связан в основном с сектором DIY, поскольку люди, находясь в изоляции, использовали это время для проведения ремонта.

Рост продаж во втором квартале зафиксирован у компаний Masco (+14%) и Nippon Paint (+5,1%). У остальных 9 производителей падение выручки составило от 1,4% (Sherwin-Williams) до 46,3% (Asian Paints). Продажи Jotun снизились на 4,4%, RPM – на 9,5%, AkzoNobel – на 18,5%, PPG – на 23,5%, Kansai Paint – на 26,4%, BASF Coatings – на 40,6%, Axalta – на 42,5%.

top11comp.jpg

Напомним, по оценке CHEM Research в первом квартале 2020 года реализация ЛКМ декоративного назначения сократилась на 3%, индустриального – на 8%. Ожидалось, что во втором квартале общее падение составит до 35%.


Источник: ЛКМ Портал
Местами — облачно. Российский и мировой рынок стали: 6-13 сентября 2020 г.
19.09.2020
Местами — облачно. Российский и мировой рынок стали: 6-13 сентября 2020 г.
На российском рынке стали создалась не совсем типичная ситуация. Внутренние цены на арматуру и листовой прокат оказались ниже экспортных, причем для горячекатаной продукции эта разница достигает 4-5 тыс. руб. за т, что весьма необычно. Одной из основных причин возникновения такого феномена стало снижение курса рубля в последние месяцы. По сравнению с докризисным уровнем отечественная валюта подешевела почти на 20%, что, конечно, поддержало экспортеров, но сильно сдвинуло вверх пресловутый экспортный паритет.

Сейчас российские металлургические компании настаивают на повышении котировок в октябре, однако это противоречит рыночной логике. Спрос на стальную продукцию пока что достаточно высокий, но в четвертом квартале он так или иначе ослабнет под действием естественных сезонных факторов.

Металлурги основывают свои действия на увеличении стоимости стальной продукции за рубежом. Действительно, за последние полтора месяца экспортные котировки на российский горячекатаный прокат поднялись на 20% и впервые с весны прошлого года превысили отметку $500 за т FOB. Заготовка лишь слегка подорожала после августовского застоя, но этого хватило, чтобы ее стоимость достигла максимального уровня с начала текущего года.

Однако будет ли продолжение у этого роста? Во второй половине августа и в начале сентября весь мировой рынок стали резво шел вверх. Но к настоящему времени обстановка стала более контрастной. Где-то рост продолжается, где-то произошло торможение, а где-то цены пошли вспять.

Пока все хорошо и прекрасно в западных странах. В Евросоюзе только за последние две недели горячекатаный прокат подорожал на 25-35 евро за т, а продукция с более высокой добавленной стоимостью — еще больше.

Металлургические компании рассчитывают в ближайшие две-три недели довести базовые цены на г/к до 500 евро за т EXW и имеют для этого основания. Видимое потребление проката в регионе остается существенно ниже прошлогоднего, но отставание сократилось. Пошли заказы от промышленников и строительного сектора, а местные дистрибьюторы после длительного перерыва приступили к пополнению складских запасов. Еще быстрее поднимаются котировки на листовой прокат в США.

Тем не менее, этот подъем вряд ли будет продолжительным. Положение в экономике западных стран, бесспорно, улучшилось по сравнению с провальным вторым кварталом, но остается еще достаточно сложным. Об этом, в частности, сигнализирует падение цен на нефть. Еще в конце августа биржевые котировки на сорт «брент» превышали $45 за баррель, сейчас они балансируют на отметке $40 за баррель, потеряв более 10% всего за декаду.

Отчасти удешевление нефти вызвано тем, что ее экспортеры начали слишком быстро восстанавливать добычу, ослабляя ограничения. Но решающую роль играет недостаточный спрос. Биржевые аналитики опасаются, что рост заражения коронавирусом в США, Индии, Великобритании, других странах приведет к введению новых карантинных мер. Конечно, они не будут такими жесткими и массовыми, как в апреле-мае текущего года, но свое негативное воздействие на потребительскую и инвестиционную активность, без сомнения, окажут. В Турции приостановился рост цен на металлолом. Его стоимость достигла $300 за т CFR в первых числах сентября, но пока не в состоянии оторваться от этой отметки. При этом турецкие металлурги не принимают дальнейшего подорожания, опасаясь, что им не удастся продолжить повышение котировок на арматуру внутри страны и на экспорте. Впрочем, не исключено, что они просто собираются с силами и смогут выйти на новые высоты ближе к концу сентября. По-разному развивается ситуация в азиатских странах. В Индии и Вьетнаме активизировался внутренний спрос. Вследствие этого индийские компании взвинчивают внутренние и экспортные цены на прокат, а также сокращают объемы внешних поставок. Во Вьетнаме импортный горячекатаный прокат подскочил до $535-540 за т CFR. Но этому повышению может положить конец внезапный спад в Китае.

Стоимость арматуры и листового проката на китайском рынке находится сейчас на минимальных отметках за последние два месяца. Местные компании резко сократили импорт заготовки и практически отказались от зарубежных горячекатаных рулонов. В последние дни подешевела, хотя и не очень сильно, железная руда. Китайский фактор начинает оказывать влияние на весь азиатский рынок, направляя его в сторону понижения?

Что же случилось в Китае, который еще совсем недавно находился на подъеме и вел за собой другие страны? На первый взгляд, никаких существенных перемен там не произошло. По данным местной статистики, в августе продолжился рост продаж легковых и грузовых автомобилей, а также строительной техники. Причем по таким позициям как грузовики и экскаваторы текущие показатели превышают прошлогодние на десятки процентов.

По отзывам местных аналитиков, реальные успехи, достигнутые экономикой страны в последние месяцы, вскружили голову участникам рынка. Ожидалось, что уже в начале сентября спрос на стальную продукцию пойдет в рост, достигнув совершенно беспрецедентных значений. Однако пока что этого не наблюдается. Развитие идет достаточно плавно, без «больших скачков». Скорее, власти озаботились тем, чтобы избежать перегрева рынка, особенно, в строительном секторе, а также вспомнили об экологии, заставив промышленников в ряде городских округов северо-востока страны сбавить обороты.

Возможно, негативное влияние на участников китайского рынка оказали данные о стагнации и даже небольшом снижении национального товарного экспорта. Правительство страны открыто предупреждает производителей, что рассчитывать на рост зарубежных продаж в обозримом будущем не приходится, а значит, приоритет должен отдаваться внутренним поставкам. В то же время все понимают, что такой поворот лицом к национальному потребителю будет весьма болезненным. За восемь месяцев 2020 г. китайские компании заработали на экспорте около 11 трлн. юаней ($1,6 трлн.), и даже частично заместить их внутренними продажами не просто. Так или иначе, видимый спрос на стальную продукцию в Китае снизился, что и привело к падению цен. Правда, аналитики консалтинговой компании Mysteel оптимистично считают, что во второй половине сентября рост возобновится, но котировки, по-видимому, так и не смогут побить августовские рекорды. А без китайской поддержки будет сложно брать новые высоты и азиатскому рынку в целом.

В то же время, проблема разрыва между внутренними и экспортными котировками, скорее всего, сохранит актуальность на российском рынке. Видимое потребление стальной продукции в нашей стране в целом вернулось на прошлогодний уровень, а в некоторых секторах (оцинкованная сталь, арматура, профильные трубы) опережает его. Но приближение холодного времени года неминуемо заморозит рост цен.

Пожалуй, оптимальным выходом из создавшейся ситуации было бы укрепление рубля хотя бы на 5-8% по сравнению с текущим уровнем. Тогда проблема с несвоевременным и неоправданным повышением рублевых котировок решилась бы сама собой. Но это пока что, по-видимому, не в наших силах.


Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Арестовано имущество «Крымского титана»
18.09.2020
Арестовано имущество «Крымского титана»
На филиал компании «Титановые инвестиции» в Армянске наложен арест на сумму более 108 млн рублей. Об этом 14 сентября сообщило Главное следственное управление Следственного комитета России по Республике Крым и городу Севастополю. Поводом стали уголовные дела в отношении бывшего гендиректора предприятия, возбужденные по факту выбросов в 2018 году.

krym-tytan.jpg
«Крымский титан», фото ©https://vesti-k.ru


Следователи завершили расследование уголовных дел по ч. 3 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение окружающей среды и по неосторожности массовое заболевание людей) и ч. 2 ст. 251 УК РФ (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, если эти деяния повлекли загрязнение или изменение природных свойств воздуха, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека).

Как установило следствие, бывший руководитель завода принял решение о продолжении эксплуатации кислотонакопителя. Это было сделано для «создания видимости эффективной работы и сокрытия от контролирующих органов существующей чрезвычайной ситуации» с этим оборудованием. В результате с середины августа по сентябрь 2018 года из-за превышения концентрации серной кислоты и высокой температуры произошли выбросы в атмосферу Армянска и села Перекоп. Это повлекло за собой массовое заболевание жителей и причинение существенного вреда окружающей среде.

«С целью обеспечения исполнения приговора в части гражданских исков, взыскания штрафа и других имущественных взысканий на имущество предприятия наложен арест на общую сумму более 108 миллионов рублей», – сообщает ведомство.

Как уточняет генеральная прокуратура РФ, надзорное ведомство Крыма утвердило обвинительное заключение в отношении бывшего гендиректора и направило дело в Армянский суд. Кроме того, по данным прокуратуры, преступление было совершено с января 2017 по сентябрь 2018 года. Оно заключалось в нарушении правил безопасной эксплуатации кислотонакопителя. Это привело к «значительному увеличению в нем концентрации кислых солей и соединений».

Добавим, по данным Федеральной налоговой службы, сейчас «Крымский титан» возглавляют Олег Панасюк (с марта 2020 года) и Алексей Обидин (с июля 2020). Ранее генеральным директором предприятия был Андрей Акулов


Источник: ЛКМ Портал