Российский производитель
защитных покрытий

Самое интересное — это считать чужие деньги. Российский и мировой рынок стали: 30 мая — 6 июня 2021 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
10 Июня 2021
Петербургский международный экономический форум — сам по себе событие, а в этом году одним из главных его «героев» стала металлургия. Правда, таким образом, что лучше бы и не становилась.

Рост цен на стальную продукцию, продолжающийся с осени прошлого года, оказывает все более заметное и негативное влияние на экономику. И превышение смет при реализации государственных строительных и инфраструктурных проектов, о чем так беспокоятся в правительстве, - это только вершина айсберга, причем сравнительно небольшая.

Подорожавшая в 2-2,5 раза стальная продукция бьет по всему металлообрабатывающему сектору, особенно, по малому и среднему бизнесу, о поддержке которого так много говорилось на ПМЭФ. Очень большой урон понесло индивидуальное жилищное строительство, которое в прошлом году было одним из основных источников роста на российском рынке стали.

Снижение цен на металл, пиломатериалы и другие ресурсы действительно становится насущной потребностью для российской экономики. Однако в информационном пространстве ее, к сожалению, в значительной мере заслонила «хайповая» тема о сверхдоходах металлургов.

Действительно, подъем цен на стальную продукцию способствовал увеличению прибыльности российских (да и любых других) металлургических компаний. По итогам текущего года их акционеры наверняка смогут рассчитывать на рекордные дивиденды, а государство получит от них повышенные суммы налогов. Но современный рынок — штука волатильная и непостоянная. Сегодня производители стали на коне, а совсем недавно, в 2015-2016 гг., большая часть мировой металлургии была убыточной. Не исключено, что пройдет еще пара-тройка лет, и нынешний подъем снова сменится резким спадом.

Кроме того, не следует забывать о том, что подорожала не только стальная продукция, но и сырье, необходимое для ее получения. Если взять за точку отсчета начало 2019 г., когда российская и мировая экономика еще находилась в нормальном состоянии, получится, что металлолом в России подорожал по сравнению с тем периодом примерно в такой же степени, что и арматура, - немногим менее, чем в два раза. А железная руда сейчас стоит почти в три раза больше, чем два с половиной года тому назад, тогда как горячекатаный прокат на мировом и российском рынке прибавил только в два — два с половиной раза. Тут можно спорить о том, что первично, а что вторично (пожалуй, это именно стальная продукция потянула за собой вверх сырье, а не наоборот), но данный фактор тоже надо учитывать.

Конечно, рассуждать о том, как избавить российских металлургов от «несправедливо нажитых» средств, можно долго, интересно и увлекательно. Но потребителям от этого не жарко, не холодно. Если взять даже те самые 100 млрд. руб. сверхдоходов, о которых упоминал первый вице-премьер Андрей Белоусов, и потратить их все на компенсацию роста затрат потребителей металлопродукции, в среднем по России им достанется всего лишь примерно по 2,5 тыс. руб. за тонну использованного проката. Не копейки, само собой, но и не бог весть, сколько. Особенно учитывая, что в настоящее время стоимость листового проката и арматуры в России превышает уровень экспортного паритета, как минимум, на 10-15 тыс. руб. за т.

Вообще, сообщение между мировым и российским рынком словно проходит через некий ниппель. Если цена на прокат растет за рубежом, она тут же начинает подниматься и в России. А вот когда экспортные котировки российских компаний после такого подъема идут на спад, внутренний рынок вдруг теряет связь с мировым и, порой, восстанавливает ее не один месяц.

Правда, тут еще немаловажную роль играет точка отсчета. Как заявил один из металлургических «топов», нынешние цены на горячекатаный прокат в России на 30% ниже, чем в Западной Европе и на 40% ниже, чем в США. Однако это же западопоклонство! Почему бы не сравнить российские котировки, например, с уровнем ведущих азиатских стран, Индии и Китая? Тогда окажется, что наши цены выше на 25-35%!

Говорят, что для любой проблемы можно найти быстрое, эффектное и... неправильное решение. В данном случае, им будет административный, таможенный или налоговый нажим на металлургов. Мы же все-таки не джентльмены, что меняют правила игры на ходу, если начинают по ним проигрывать! Как говорил глава еще одной металлургической корпорации, не надо ломать то, что работает.

Российская экономика открытая и тесно связана с мировой. Что же, за это надо платить. И если более сильные игроки, которыми являются США и другие страны Запада, мухлюют, заливая свои экономики необеспеченными деньгами и экспортируя к нам свою инфляцию, надо либо перебивать их игру своей или, ежели мощи на это не хватает, терпеть и не писать жалобы в ООН и «Спортлото».

Чтобы быстро опустить цены на металлопрокат и другие ресурсы в России, надо иметь возможность использовать либо советские, либо южнокорейские методы конца 60-х — начала 70-х гг., либо родственные им современные китайские. В любом случае это означает фактическое превращение страны в корпорацию, в которой крупный частный бизнес или не существует как класс, или находится под жестким диктатом государства и обязан выполнять его требования, в том числе, и неформальные.

Ранее российскому правительству удалось решить задачу понижения внутренних цен по сравнению с экспортными на нескольких направлениях. В случае с природным газом это происходит через государственную монополию. Для нефти и нефтепродуктов разработана система налоговых и таможенных демпферов, обратных акцизов и т. д. Нечто похожее создавалось в последние месяцы и для некоторых продовольственных товаров. Но в правительстве несколько раз повторяли, что не видят возможности создания аналогичного механизма на рынке стальной продукции.

Как отмечал еще один «маршал российского бизнеса», комментируя ситуацию на рынке жилья, чтобы снизить цены на недвижимость, надо больше строить. Совершенно верное замечание! Но в наших конкретных условиях оно означает необходимость создания крупного государственного игрока, который будет строить много и дешево (например, арендное и социальное жилье) и за счет своего предложения устанавливать на рынке ценовые потолки, ограничивая аппетиты частных девелоперов.

В российском металлургическом секторе, правда, именно такой механизм не сработает. Не будешь же строить пару новых металлургических заводов, чтобы они целевым образом снабжали только отечественных потребителей! Но еще в начале текущего года в качестве возможных долгосрочных мер предлагалось создание элементов ценового контроля за счет приобретения проката в госрезерв во время спадов и товарных интервенций в периоды резких подъемов.

Эту идею, как минимум, можно развить до состояния некой снабженческой госкомпании, приобретающей металл по оптовым ценам на предприятиях и поставляющей его независимым металлотрейдерам и конечным потребителям по сглаженным формульным ценам, но здесь очень многое будет зависеть от качества управления данной структурой. Впрочем, от него всегда все зависит...

Так или иначе, российским потребителям стальной продукции, скорее всего, придется ждать, пока мировой рынок не исправит сам свои диспропорции. Вариантов здесь несколько. Во-первых, сбить цены могут китайцы, покупая товарную заготовку не дороже $650-670 за т CFR и продавая горячекатаный прокат на экспорт по $900-950 за т FOB. Но тут многое зависит от политики китайского правительства, которое само блуждает в трех соснах, пытаясь совместить климатическую политику с реальными потребностями экономики, а внутренний рынок с экспортом. Если китайцы таки введут с 1 июля экспортные пошлины на сортовой и листовой прокат, понижающее влияние с их стороны сойдет на нет.

Во-вторых, через пик подъема могут перевалить западные страны. В Европе, например, листовой прокат уже больше недели сохраняет стабильность. Но дефицит стальной продукции на региональном рынке, по оценкам местных специалистов, продлится, как минимум, до конца текущего года. Аналогичная ситуация в США, где повышение цен, между прочим, все еще продолжается.

В-третьих, США и ЕС могут принять меры по борьбе с инфляцией, которые пропагандируют наш министр финансов и глава Центробанка РФ. Это значит, поднять процентные ставки, сократить бюджетные расходы, охладить перегретые рынки. У нас подобную политику уже проводили в 2015-2016 гг. в очень похожих обстоятельствах. Разве что, причиной роста инфляции тогда был не прямой ее импорт из западных стран, а падение курса рубля. Для экономики такие меры оказались весьма неприятными.

Поэтому не слишком вероятно, что США и Евросоюз воспользуются теми рецептами, которыми они пичкают других. Скорее, они продолжат денежную накачку и не будут торопиться с объявлением о завершении эпидемии коронавируса. Впрочем, надо будет посмотреть, станут ли США продлевать свои программы поддержки населения и бизнеса, срок действия которых завершается в сентябре.

Таким образом, можно предположить, что прекращение роста цен на стальную продукцию в России в июне-июле вполне реально, а вот существенное понижение котировок до уровня прошлого года (или хотя бы марта, как для госпроектов) — нет. Для этого должны смениться долгосрочные тенденции, чего мы пока не наблюдаем.

И, в завершении несколько слов о климатической политике. Информационное агентство Reuters обнародовало проект европейской схемы углеродных тарифов, ввод которой в действие может начаться с 2023 г. Грубо говоря, европейских импортеров стали, алюминия, цемента, удобрений и электроэнергии (повторяю: импортеров!) обяжут оплатить по европейским ценам разрешения на выбросы всего углекислого газа, что возникли в течение всего процесса производства закупаемой за рубежом продукции.

В частности, при нынешних ценах это означает, например, введение дополнительной пошлины на российский горячекатаный прокат в размере 95-100 евро за т за одну только выплавку стали плюс плата за углекислый газ, выделенный в процессе прокатки, плюс плата за непрямые выбросы при генерации электроэнергии и, может быть, добыче железной руды и коксующегося угля. Причем всю систему предлагается сделать максимально громоздкой и неудобной для импортеров, которым угрожают драконовскими штрафами за попытки приуменьшения выплат. При таком механизме российским металлургам, действительно, придется уйти с европейского рынка или тратить еще большие деньги на внедрение у себя безуглеродных технологий, да еще и сертифицированных западными органами, которые станут для них чистыми издержками, — ни уму, ни сердцу. Президент в своем выступлении на ПМЭФ, впрочем, предложил альтернативный вариант. Если уж Россия не в состоянии противостоять в одиночку охватившему весь мир климатическому безумию, можно попытаться направить движение в другом направлении — не добиваться параноидальной ликвидации выбросов углекислого газа, а сделать упор на него поглощение.

Как заявил президент, Россия обладает колоссальными поглощающими возможностями за счет лесов, болот, сельхозугодий, и поэтому может занять ведущее место на глобальном рынке так называемых «углеродных единиц». Поэтому и металлурги могут повышать свою международную конкурентоспособность, вкладывая средства в защиту лесного хозяйства или облагораживание земель. Конечно, здесь принципиальное значение имеют проработка общепризнанных критериев климатических проектов, создание прозрачной системы оценки поглотительной способности участков и постоянного контроля эмиссии и поглощения углекислого газа.

Очень сомнительно, что такую схему поддержат в западных странах, хотя отвергнуть ее с помощью рациональных доводов весьма сложно. Так что, будет весело!

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
Не порвалось бы там, где тонко! Российский и мировой рынок стали: 12-19 сентября 2021 г.
22.09.2021
Не порвалось бы там, где тонко! Российский и мировой рынок стали: 12-19 сентября 2021 г.
Лето 2021 г. выдалось жарким, но и прохладный сентябрь выдал такой угар, что мало никому не показалось! События снова ускоряются, и впереди нас могут ждать весьма серьезные перемены в окружающем мире.

В российской металлургической отрасли темой номер один на прошедшей неделе стала налоговая нагрузка на сталелитейные предприятия в 2022 г. По данным «Интерфакса», Минфин, впечатленный рекордными прибылями металлургов в текущем году, желает дополнительно собрать с них порядка 250 млрд. руб. Вопрос только в том, как это провернуть.

Первый вариант представляет собой повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Эта мера затронет только ведущие вертикально интегрированные металлургические компании, доминирующие в секторах листового и фасонного проката. Мини-заводов, которых больше всего задели действующие в настоящее время экспортные пошлины, она не коснется.

По данным «Коммерсанта», НДПИ в будущем году хотят повысить в три раза. При этом рассматривается вариант с гибко изменяемой ставкой, привязанной к ценам на ресурсы и объемам добычи, а не к себестоимости сырья, как сейчас.

Однако проблема здесь заключается в том, что котировки на железную руду и коксующийся уголь (а именно эти ресурсы российских металлургических групп, в основном, облагаются НДПИ) в последнее время относительно слабо коррелируют со стальной продукцией. Кроме того, такая мера будет вести к повышению себестоимости выплавки стали в России, т. е. к лишению отечественных металлургов важного конкурентного преимущества.

Впрочем, «Интерфакс» сообщает и об альтернативном варианте, который заключается в повышении для металлургов налога на прибыль и взимании его по гибкой ставке, более высокой для той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, и менее высокой для средств, идущих на инвестиции.

Подход, без сомнения, интересный и по-своему справедливый. Но его недостаток заключается в новизне данного предложения. Так у нас никогда не делали, поэтому Минфин опасается непредсказуемости поступлений сборов от подобным образом модифицированного налога. Однако такие вещи все равно надо проверять на практике, а при выработке оптимального механизма его вполне можно применять не только к вертикально интегрированным металлургическим компаниям, но и к иным отраслям.

Правда, ирония заключается в том, что тема обложения сверхдоходов меткомбинатов развивается именно в то время, когда эти сверхдоходы постепенно уходят в прошлое. Цены на листовой прокат падают как в России, так и на зарубежных рынках.

Внутренние цены на горячекатаную продукцию, в частности, уже вернулись на уровень марта текущего года. На повестке дня, например, ставится снижение цен на рулон для производства труб до 60 тыс. руб. за т CPT (по крайней мере, до этой отметки упали некоторые виды трубной продукции у определенных поставщиков), горячекатаный лист уже предлагается комбинатами по 70 тыс. руб. за т, а оцинкованная сталь кое-где уже продается менее чем по 100 тыс. руб. за т. И все это — еще не дно.

На мировом рынке ситуация тоже аховая. Цены там падают не так быстро, но спрос повсеместно низкий. Многие потребители сделали крупные закупки в августе и пока не нуждаются в совершении новых сделок. В Азии продолжается борьба с коронавирусом посредством локдаунов, пошла на спад Западная Европа. Да и вообще, в мировой экономике нарастают неблагоприятные тенденции, причем сразу по нескольким фронтам. Так, все более странные вещи происходят в Китае. По оценкам Platts, есть все шансы на то, что производство стали в стране в 2021 г. таки окажется ниже, чем в прошлом году! Для этого достаточно, чтобы в последние четыре месяца среднесуточная выплавка стали находилась на августовском уровне 2,685 млн. т. А ведь, по крайней мере, в сентябре она будет ниже. Растет количество провинций, в которых власти вводят дополнительные ограничения на выплавку стали.

Причин подобного спада несколько. В правительстве КНР снова говорят о необходимости снижения выбросов углекислого газа металлургической промышленностью. Кроме того, в последнее время на первый план выходит проблема энергосбережения.

Вообще, в китайской энергетике в этом году происходит что-то невообразимое. Холодная зима, жаркое лето и промышленный подъем на прошлогодних заказах привели к резкому увеличению спроса на электроэнергию. А вот с генерацией возникли проблемы. ГЭС, которые обычно дают более 20% выработки, в этом году снизили обороты из-за неблагоприятных погодных условий. Альтернативная энергетика, в которую Китай вкладывает больше всех в мире, нарастила выработку, но покрыла менее 20% от дополнительного спроса. Доля газа в китайской энергетике незначительная, атомные реакторы и так загружены полностью, так что основная нагрузка легла на угольные ТЭС.

И вот тут сказалось то, что в последние годы китайцы сокращали долю угольных энергоблоков в генерации, а в текущем году национальная угледобывающая отрасль стагнирует, прежде всего, из-за закрытия многих предприятий, не вписавшихся в ужесточившиеся стандарты безопасности труда. При этом на угольных шахтах все не прекращаются аварии и несчастные случаи, словно китайских угольщиков накрыла некая черная полоса.

В результате уголь в Китае в жутком дефиците. Качественные энергетические марки превысили отметку 1000 юаней ($155) за т, тогда как в правительстве считают оптимальным интервалом 500-570 юаней за т. Коксующийся уголь как раз на прошлой неделе достиг умопомрачительных $560 за т CFR. К слову сказать, китайские компании импортируют чугун менее, чем по $540 за т CFR.

Из-за проблем с энергоснабжением останавливаются ферросплавные заводы, сокращается производство алюминия и кремния. Цены на эти материалы в Китае достигли наивысшего уровня с 2008 г., а то и вовсе ставят абсолютные рекорды. И что с этим делать, пока не понятно.

Китайская экономика между тем идет на спад и снижает потребности в стальной продукции. По данным Национального бюро статистики КНР, а августе продажи автомобилей упали на 17,8% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а экскаваторов и прочей тяжелой техники — на 13,7%. Согласно расчетам Platts, в том же августе инвестиции в инфраструктурные проекты были на 7% меньше по сравнению с августом 2020 г., а совокупная площадь новых строек в жилищном секторе снизилась на 17%.

В мировых СМИ обсуждаются проблемы компании Evergrande, второго по величине девелопера в Китае. Комментаторы опасаются, что 20 сентября она не сможет выплатить проценты по очередным займам, а всего долгов у нее набирается на ТРИСТА МИЛЛИАРДОВ долларов. Компания очень активно строилась в расчете на непрекращающийся бум на рынке недвижимости. Одних только «дольщиков» у нее насчитывается порядка 1,2 млн. Даже намеки на дефолт такого гиганта — это очень неприятно, и хотя Evergrande отрицает подобные слухи, ситуация для нее сложилась критическая.

Правда, два хороших дела для мирового рынка Китай сейчас делает. Во-первых, китайские металлургические компании сильно сократили экспортные поставки, так что российским металлургам не надо конкурировать хотя бы с ними. Во-вторых, снижение выплавки стали в Китае обвалило цены на железную руду. Она уже подешевела до немногим более $100 за т CFR, а вскоре, очевидно, окажется ниже этого рубежа. А значит, у металлургов уменьшается себестоимость.

Однако проблемы мировой экономики не ограничиваются Китаем. Очень сильно лихорадит энергетический рынок. В Европе природный газ на прошлой неделе доходил до более $950 за 1 тыс. куб. м, и хотя в дальнейшем он снизился до около $800, проблема от этого не стала менее острой. Слабые ветры стали в последние месяцы настоящей катастрофой для европейской энергетики, вынужденной срочно расконсервировать закрытые угольные энергоблоки и больше сжигать жутко дорогого природного газа. Так как энергетикам еще приходится платить порядка 60 евро за тонну выбросов углекислого газа, тарифы на электроэнергию взлетели до рекордных отметок.

В Великобритании уже остановились два завода по производству минеральных удобрений. Занимающаяся тем же бизнесом норвежская компания Yara из-за рекордно высоких цен на газ объявила о сокращении выпуска аммиака на своих европейских заводах примерно на 40%. По оценкам Platts, резкое подорожание электроэнергии, угля и газа уже начинает оказывать негативное воздействие на деятельность европейских и турецких мини-заводов.

Продолжается кризис в сфере контейнерных и вообще морских перевозок. По данным компании Drewry Shipping, тарифы на фрахт контейнеровозов сейчас в 8,3 раза превышают средний уровень за последние 5 лет для этого времени года, а на фрахт сухогрузов-балкеров класса Capesize — в 2,5-3 раза. Кстати, благодаря этому в России возникло новое направление для импортозамещения. Если раньше очень многие товары было выгодно ввозить контейнерами из Китая, то теперь куда более привлекательными стали российские аналоги.

Еще одна проблема, о которой во всеуслышание говорят во всем мире, - это нарастающий дефицит рабочей силы в реальном секторе экономики. Не хватает докеров, водителей грузовиков, медсестер, рабочих на заводах, строителей... Это актуально и для нас — те пресловутые 200 тыс. мигрантов, которых недостает на стройках Москвы, не с потолка взялись.

Представляется, что данная проблема имеет системный характер и может решаться только системным путем. Ее корни заключаются в том, что подобные рабочие места, считающиеся (и являющиеся!) низкооплачиваемыми с зарплатами в 20-30 тыс. руб., окончательно потеряли всякое подобие привлекательности. В нормальных условиях нормальный человек, которому надо жить и кормить семью, на них не пойдет.

И потому, раз нынешний кризис показал, что без реального сектора экономики жить нельзя, а он нуждается в профессионалах даже на низовых уровнях, надо кардинально менять условия и приоритеты. Следует возвращаться к практике 60-70 гг., кстати, и у нас, и в западных странах, когда рабочий на заводе или в сервисном металлоцентре на свою зарплату и премию мог спокойно позволить себе машину, жилье, летний отдых, образование для детей и качественную медицину. Причем не только сегодня, но и завтра, и послезавтра, и до самой пенсии. Лишь при таком условии, а также при наличии развитой системы обучения рабочие профессии снова станут востребованными на рынке труда, а за станками займут места профессионалы, готовые десятилетиями совершенствовать свои навыки.

Конечно, такие проблемы быстро не решаются, но мир, похоже, находится накануне неких радикальных перемен, когда ускоряются все процессы. Причем сейчас ситуация выглядит так, что вокруг нас появилось множество «тонких мест», которые могут прорваться неожиданным кризисом.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Приближение новых реальностей. Российский и мировой рынок стали: 5-12 сентября 2021 г.
21.09.2021
Приближение новых реальностей. Российский и мировой рынок стали: 5-12 сентября 2021 г.
За прошедшую неделю на мировом и российском рынке стали, на первый взгляд, не произошло никаких существенных изменений. Цены на стальную продукцию в России продолжали снижаться, в других регионах существенных изменений, по большей части, не происходило. Тем не менее, сейчас можно заметить появление новых тенденций, которые, возможно, станут определять рыночную обстановку в четвертом квартале.

Для отечественного рынка таким изменением должно стать прекращение ценового падения. Можно предположить, что в октябре, а может, и до конца сентября котировки нащупают дно.

Очевидно, это произойдет не одновременно во всех сегментах. Так, раньше всего может наступить стабилизация цен на рулон для производства труб, поскольку его стоимость в России уже сейчас лишь немного превышает экспортный паритет, причем с уплатой пошлины. В то же время, арматуре или прокату с покрытиями еще есть, куда падать. Тем более, что в этих секторах не так много времени осталось до начала сезонного снижения потребительской активности.

Судя по всему, минимальным уровнем для стальной продукции в России является экспортный паритет с учетом пошлины. При этом металлурги уже видят «свет в конце туннеля»: в ноябре они начнут внешние продажи по январским контрактам, т.е. уже без взимания тарифа, который, согласно заявлениям правительства, не будет продлен на 2022 г.

Правда, чтобы повернуть котировки в сторону повышения, меткомбинатам понадобится и улучшение внешней конъюнктуры. В последнее время они столкнулись с сокращением спроса за рубежом. Вследствие этого излишки приходится сбывать на внутреннем рынке, так что для торговых домов металлургических компаний объемы продаж по тоннажу сейчас важнее цен. Однако об этом речь пойдет немного позже.

Вообще, с точки зрения производителей текущая обстановка не выглядит такой уж неблагоприятной. Даже при наличии экспортных пошлин и в условиях понижения котировок на внешнем и внутреннем рынке они остаются высокоприбыльными. Мировые цены на железную руду падают, причем, похоже, необратимо. Значит, у меткомбинатов уменьшаются затраты. Наконец, сокращение спроса на их продукцию наблюдается лишь в отдельных сегментах. А вот, например, прямые поставки российским промышленникам у них идут очень даже хорошо.

Российская экономика в последние годы развивается очень неравномерно, причем контрасты имеют тенденцию к усилению. Так, подорожание стальной продукции в текущем году нанесло очень сильный удар по металлоторговле, особенно, в розничном секторе, для которого основными движущими силами являются индивидуальное жилищное строительство, а также малый и средний бизнес. Падение спроса на прокат и металлоизделия со стороны этих групп потребителей составило по тоннажу 40-60% по сравнению с оживленным третьим кварталом прошлого года.

Причем восстановления этого сегмента рынка в обозримом будущем не произойдет. Для этого нужно, чтобы или цены хотя бы приблизились к прежним отметкам, или выросли доходы у населения и малого бизнеса, или чтобы потребители привыкли к новым расценкам и воспринимали их как должное. Быстро это не случится.

В то же время, инфраструктурное строительство развивается сейчас небывалыми темпами. Ввод в строй жилья в текущем году, очевидно, установит рекорд. В ряде отраслей промышленности происходит рост инвестиций в новые проекты. Постепенно, по шажку, движутся процессы импортозамещения, причем даже в тех отраслях, где зависимость от внешних поставок наблюдалась еще в советские времена. Так, например, что-то сдвигается с места в микроэлектронике и станкостроении.

Мало-помалу эволюционируют российские сервисные металлоцентры. Они становятся более диверсифицированными, осваивают новые направления деятельности. В нашей стране начинает создаваться индустрия джоб-шопов – небольших предприятий, оказывающих услуги по изготовлению продукции по чертежам заказчика. Отсюда остался один шаг до полноценного производства комплектующих, дефицит которого является одной из наиболее острых проблем отечественного машиностроения.

Так или иначе, замещение импорта всякой «мелочи» становится велением времени. Мировой транспортный сектор находится в состоянии коллапса. По данным компании Drewry, стоимость перевозки грузов в контейнерах в настоящее время более чем в 5 раз превышает показатели первой половины 2020 г. При этом, рост все еще продолжается. Замедление грузооборота в портах, карантины, нехватка рабочей силы, дефицит контейнеров и судов резко понизили связность мировой экономики.

Результаты кризиса в сфере перевозок, очевидно, очень ярко проявятся в ближайшие месяцы. Если четвертый квартал прошлого года ознаменовался потребительским бумом, то в этом году мы, скорее всего, увидим «потребительский обвал». Спрос на товары, может, и есть, но вот привезти их в нужных объемах и в требуемые сроки весьма проблематично.

Впрочем, наличие спроса – это тоже очень большой вопрос. На протяжении последних 14-16 месяцев западные страны вбрасывали в свои экономики триллионы долларов и евро, компенсируя населению и бизнесу потери, нанесенные локдаунами и прочими мерами по борьбе с ковидом. Однако с продолжением такой политики возникли проблемы. По итогам августа индекс цен производителей (PPI) в еврозоне составил рекордные за все время проведения измерений этого показателя (с 1982 г.!) 12,5%. В США он тоже установил новый рекорд на отметке 8,3%, а Китае был достигнут наивысший уровень с сентября 2008 г. – 9,5%. Более того, инфляция проникает и на потребительский рынок.

Поэтому в США и Евросоюзе всерьез поднимается вопрос о том, чтобы притормозить «печатный станок» и снизить государственные расходы – в первую очередь, на всякие компенсации и пособия. Таким образом, искусственный, рожденный денежной эмиссией спрос, разогнавший подъем цен на ресурсы, включая стальную продукцию, начнет сдуваться.

Кстати, в начале сентября на европейском рынке наблюдалось некоторое понижение цен на листовой прокат, которое объяснялось местными специалистами именно сужением спроса. А в США подъем котировок на данную продукцию, кажется, уперся в конце августа в потолок. В принципе, стоимость стальной продукции в ЕС еще может подняться, если для европейских металлургов с 1 ноября или 1 декабря отменят американские стальные тарифы, но внутренние возможности для роста региональный рынок, похоже, исчерпал. Зато в Китае горячекатаный прокат пошел вверх, достигнув максимального уровня с начала августа. Кроме того, китайские прокатчики активизировали закупки импортной заготовки, которая в ответ подскочила от $675-690 за т CFR в первых числах сентября до $700-720 за т. В то же время, железная руда в Китае продолжает падать и к концу прошедшей недели опустилась до менее $130 за т CFR.

Вообще, политику китайских властей так и хочется обозвать старинным политическим термином «волюнтаризм». Скажем так, народ чудит не по-детски. Последние законы по борьбе с социальными сетями и видеоиграми, по уничтожению частных репетиторов как класса, по недопущению переедания и продвижению здорового образа жизни поневоле наталкивают на мысль о том, что китайское руководство окончательно разочаровалось в попытках вписаться в западный мир, а теперь старается из него срочно «выписаться». В то же время, Китай пока продолжает продвигать западную политику по борьбе с глобальным потеплением и под этим предлогом требует от металлургов сокращать производство стали и алюминия.

Между прочим, для мирового рынка это хорошо. Экспорт китайского проката за рубеж упал, так как данная продукция востребована внутри страны. Китайцы не сбивают цены, что особенно важно в условиях локдаунов во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии. А если после завершения дождливого сезона в конце сентября активизируется спрос на стальную продукцию в Индии, то конкуренция на мировом рынке листового проката и вовсе ослабнет. Так что, у российских меткомбинатов есть неплохие шансы, как минимум, на стабилизацию своих экспортных котировок в текущем месяце.

Понятно, что все новые тенденции – это до первого серьезного изменения в китайской, американской или европейской экономике и политике. По-прежнему актуальной остается проблема с коронавирусом и борьбой с ним, что тоже может дать неожиданные повороты. Однако пока что мировой рынок стали идет от медленного спада к стабилизации благодаря повышению цен на прокат в Китае и увеличению объемов китайского импорта заготовки.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Взгляд на Восток. Российский и мировой рынок стали: 29 августа — 5 сентября 2021 г.
13.09.2021
Взгляд на Восток. Российский и мировой рынок стали: 29 августа — 5 сентября 2021 г.
Главным событием прошедшей недели стал, без сомнения, Восточный экономический форум (ВЭФ), на котором были озвучены весьма амбициозные планы развития Дальнего Востока и Арктики. Очевидно, эти регионы значительно нарастят потребление металлопродукции в ближайшие годы.

Как, в частности, сообщил генеральный директор ИнфраВЭБ (входит в Группу ВЭБ.РФ) Денис Ноздрачев, общая стоимость промышленных и инфраструктурных проектов в Арктике и на Дальнем Востоке, часть из которых уже реализуется, а часть — рассматривается, составляет 2,4 трлн. руб.

Возле Владивостока предложено построить целый город на 300 тыс. жителей, для которых, естественно, будут созданы новые рабочие места. Будет обустраиваться трасса Северного морского пути, разрабатываться нефтяные и угольные месторождения Таймыра, добываться медь на Чукотке, строиться новые заводы по сжижению газа. Как раз к старту ВЭФ на Амурском ГПЗ была запущена первая линия по производству гелия.

Все это производит устойчивое впечатление, что Россия все больше будет прирастать Дальним Востоком и Арктикой. Там начинается новый инвестиционный цикл, что создает мощный источник спроса на ресурсы, в том числе, стройматериалы и металлопродукцию.

Собственно, один проект по строительству завода по производству судостроительного листа на 1,5 млн. т в год с инвестициями в 158 млрд. руб. на ВЭФ был уже озвучен. Правда, вызывают некоторый напряг планы инвестора выпускать еще 250 тыс. т труб большого диаметра в год. Да, для местных потребителей производство ТБД на Дальнем Востоке будет выгодно с точки зрения логистики. Но для российского рынка в целом еще одно предприятие данного профиля — это сильный перебор.

Достаточно много на ВЭФ говорилось о переходе к безуглеродной энергетике, который провозгласили западные страны. В последнее время они все более активно стремятся прогнуть весь мир под свои климатические идеалы, и мир... в целом прогибается. У нас тоже озаботились выбросами парниковых газов, правда, с продвижением своих методов верификации. Некоторые известные предприниматели даже заявляют, что российский природный газ может оказаться невостребованным уже в 2030-2035 гг. (привет большим трубникам!) или даже, что если российская экономика срочно не «позеленеет», ей придет полный кирдык и разорение.

В то же время, следует отметить, что в триумфальном шествии альтернативной энергетики пока больше пиара, чем реальных достижений. Прошедшее лето показало, что она еще не является надежным источником энергии.

В последние месяцы в Китае, Индии, странах Восточной Азии, Евросоюзе и США наблюдался повышенный спрос на электроэнергию из-за жаркой погоды и постковидного восстановления экономики. При этом засуха в Южной Америке и на западе США привела к падению выработки электроэнергии на ГЭС, в Европе выдалось маловетренное лето, а в Китае с точки зрения гидроэнергетики 2021 г. выдался не выдающимся. И сразу оказалось, что покрыть возросшие потребности населения и промышленности могут только угольные и газовые энергоблоки. А цены на уголь и природный газ при этом достигли многолетних максимумов, а то и вовсе рекордных значений.

Проблема заключается в том, что все эти «умные» сети, «хранилища» электроэнергии на тысячи мегаватт-часов и водородные технологии пока что разработаны, в основном, на лабораторном уровне или, в лучшем случае, внедрены в единичных проектах. Чтобы вывести их на широкую промышленную основу, понадобятся многие годы и триллионы долларов. А кампания против угля, газа и нефти ведется уже сейчас, причем, во всевозрастающих масштабах. Так можно доиграться и до реального энергодефицита!

Между тем, в мировой экономике более чем хватает проблем и помимо глобального потепления. Продолжает обостряться транспортный кризис. В августе снова подскочили цены на контейнерные перевозки и тарифы на фрахт. Причем, по мнению отраслевых аналитиков, осенью весьма вероятны новые повышения.

Логистические проблемы усиливают все более заметно проявляющуюся тенденцию сужения спроса на стальную продукцию. Сейчас на мировом рынке практически нет покупателей, нуждающихся в значительных объемах проката и полуфабрикатов и готовых платить за них дорого. Во Вьетнаме продолжаются локдауны. Турецкая экономика сильно изменилась за лето, сбавив темпы роста. Снижение инвестиционной и строительной активности наблюдается в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Европы.

В Китае, как стало традиционным в этом году, пытаются одновременно бежать во все стороны. В первых числах сентября цены на прокат на местном рынке возросли на ожиданиях традиционного осеннего оживления, в первую очередь, в строительной отрасли. Между тем, китайские власти продолжают политику ограничения производства стали с целью улучшения экологической обстановки и борьбы с глобальным потеплением. Впрочем, это хорошо хотя бы тем, что Китай сокращает экспорт стальной продукции. Хотя бы он не давит на цены.

Во второй половине сентября, когда подойдет к концу дождливый сезон, должен активизироваться и азиатский рынок. Во всяком случае, могут сократить свои внешние продажи индийские металлурги. Однако пока в регионе ходит коронавирус, а правительства отвечают на него карантинами и локдаунами, рассчитывать на сильный экономический подъем никак не приходится.

Российские компании и в таких условиях находят рынки сбыта, но цены на их продукцию упали до апрельских отметок. Горячекатаный прокат опустился до $870-875 за т FOB Черное море, а то и ниже, заготовка из СНГ котируется менее чем по $600 за т FOB. При этом меткомбинаты усиленно пытаются проталкивать свою продукцию на сужающийся рынок и тем самым только сбивают цены еще ниже.

На внутреннем российском рынке продолжается падение. Некоторые компании словно соревнуются друг с другом в скоростном спуске. Среди них есть и производители, и металлотрейдеры. Если продолжать в том же духе, то через пару недель котировки на арматуру и горячекатаный прокат опустятся на уровень экспортного паритета, причем с учетом уплаты пошлин.

Многие участники рынка уже ждут, чтобы меткомбинаты, наконец, указали, какой именно уровень они считают «дном», ниже которого они не провалятся. Но остановить разогнавшуюся за два с лишним месяца ценовую лавину будет непросто. Особенно с учетом того, что дела на мировом рынке тоже идут не лучшим для производителей образом. Впрочем, есть вероятность, что во второй половине сентября или в начале октября экспортные котировки стабилизируются, а может, и немного отскочат вверх.

Правительство пока не собирается вносить коррекции в уровень экспортных пошлин именно на стальную продукцию, хотя на чугун, возможно, ставка будет снижена. Сам эксперимент, скорее всего, продлится только до конца текущего года, но в 2022 г. пошлины, вероятно, сменит более гибкая система с переменной ставкой НДПИ. В общем, меткомбинаты в любом случае «попали».

Хотя, чем ниже цены на стальную продукцию, тем быстрее восстановится спрос на нее. Реальное потребление проката в России неплохое, перспективы, как показал ВЭФ, достаточно хорошие. Надо только навести, наконец, порядок с ценами. Резкие перепады уже, признаться, утомили.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»