Российский производитель
защитных покрытий

Приближение новых реальностей. Российский и мировой рынок стали: 5-12 сентября 2021 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
21 Сентября 2021
За прошедшую неделю на мировом и российском рынке стали, на первый взгляд, не произошло никаких существенных изменений. Цены на стальную продукцию в России продолжали снижаться, в других регионах существенных изменений, по большей части, не происходило. Тем не менее, сейчас можно заметить появление новых тенденций, которые, возможно, станут определять рыночную обстановку в четвертом квартале.

Для отечественного рынка таким изменением должно стать прекращение ценового падения. Можно предположить, что в октябре, а может, и до конца сентября котировки нащупают дно.

Очевидно, это произойдет не одновременно во всех сегментах. Так, раньше всего может наступить стабилизация цен на рулон для производства труб, поскольку его стоимость в России уже сейчас лишь немного превышает экспортный паритет, причем с уплатой пошлины. В то же время, арматуре или прокату с покрытиями еще есть, куда падать. Тем более, что в этих секторах не так много времени осталось до начала сезонного снижения потребительской активности.

Судя по всему, минимальным уровнем для стальной продукции в России является экспортный паритет с учетом пошлины. При этом металлурги уже видят «свет в конце туннеля»: в ноябре они начнут внешние продажи по январским контрактам, т.е. уже без взимания тарифа, который, согласно заявлениям правительства, не будет продлен на 2022 г.

Правда, чтобы повернуть котировки в сторону повышения, меткомбинатам понадобится и улучшение внешней конъюнктуры. В последнее время они столкнулись с сокращением спроса за рубежом. Вследствие этого излишки приходится сбывать на внутреннем рынке, так что для торговых домов металлургических компаний объемы продаж по тоннажу сейчас важнее цен. Однако об этом речь пойдет немного позже.

Вообще, с точки зрения производителей текущая обстановка не выглядит такой уж неблагоприятной. Даже при наличии экспортных пошлин и в условиях понижения котировок на внешнем и внутреннем рынке они остаются высокоприбыльными. Мировые цены на железную руду падают, причем, похоже, необратимо. Значит, у меткомбинатов уменьшаются затраты. Наконец, сокращение спроса на их продукцию наблюдается лишь в отдельных сегментах. А вот, например, прямые поставки российским промышленникам у них идут очень даже хорошо.

Российская экономика в последние годы развивается очень неравномерно, причем контрасты имеют тенденцию к усилению. Так, подорожание стальной продукции в текущем году нанесло очень сильный удар по металлоторговле, особенно, в розничном секторе, для которого основными движущими силами являются индивидуальное жилищное строительство, а также малый и средний бизнес. Падение спроса на прокат и металлоизделия со стороны этих групп потребителей составило по тоннажу 40-60% по сравнению с оживленным третьим кварталом прошлого года.

Причем восстановления этого сегмента рынка в обозримом будущем не произойдет. Для этого нужно, чтобы или цены хотя бы приблизились к прежним отметкам, или выросли доходы у населения и малого бизнеса, или чтобы потребители привыкли к новым расценкам и воспринимали их как должное. Быстро это не случится.

В то же время, инфраструктурное строительство развивается сейчас небывалыми темпами. Ввод в строй жилья в текущем году, очевидно, установит рекорд. В ряде отраслей промышленности происходит рост инвестиций в новые проекты. Постепенно, по шажку, движутся процессы импортозамещения, причем даже в тех отраслях, где зависимость от внешних поставок наблюдалась еще в советские времена. Так, например, что-то сдвигается с места в микроэлектронике и станкостроении.

Мало-помалу эволюционируют российские сервисные металлоцентры. Они становятся более диверсифицированными, осваивают новые направления деятельности. В нашей стране начинает создаваться индустрия джоб-шопов – небольших предприятий, оказывающих услуги по изготовлению продукции по чертежам заказчика. Отсюда остался один шаг до полноценного производства комплектующих, дефицит которого является одной из наиболее острых проблем отечественного машиностроения.

Так или иначе, замещение импорта всякой «мелочи» становится велением времени. Мировой транспортный сектор находится в состоянии коллапса. По данным компании Drewry, стоимость перевозки грузов в контейнерах в настоящее время более чем в 5 раз превышает показатели первой половины 2020 г. При этом, рост все еще продолжается. Замедление грузооборота в портах, карантины, нехватка рабочей силы, дефицит контейнеров и судов резко понизили связность мировой экономики.

Результаты кризиса в сфере перевозок, очевидно, очень ярко проявятся в ближайшие месяцы. Если четвертый квартал прошлого года ознаменовался потребительским бумом, то в этом году мы, скорее всего, увидим «потребительский обвал». Спрос на товары, может, и есть, но вот привезти их в нужных объемах и в требуемые сроки весьма проблематично.

Впрочем, наличие спроса – это тоже очень большой вопрос. На протяжении последних 14-16 месяцев западные страны вбрасывали в свои экономики триллионы долларов и евро, компенсируя населению и бизнесу потери, нанесенные локдаунами и прочими мерами по борьбе с ковидом. Однако с продолжением такой политики возникли проблемы. По итогам августа индекс цен производителей (PPI) в еврозоне составил рекордные за все время проведения измерений этого показателя (с 1982 г.!) 12,5%. В США он тоже установил новый рекорд на отметке 8,3%, а Китае был достигнут наивысший уровень с сентября 2008 г. – 9,5%. Более того, инфляция проникает и на потребительский рынок.

Поэтому в США и Евросоюзе всерьез поднимается вопрос о том, чтобы притормозить «печатный станок» и снизить государственные расходы – в первую очередь, на всякие компенсации и пособия. Таким образом, искусственный, рожденный денежной эмиссией спрос, разогнавший подъем цен на ресурсы, включая стальную продукцию, начнет сдуваться.

Кстати, в начале сентября на европейском рынке наблюдалось некоторое понижение цен на листовой прокат, которое объяснялось местными специалистами именно сужением спроса. А в США подъем котировок на данную продукцию, кажется, уперся в конце августа в потолок. В принципе, стоимость стальной продукции в ЕС еще может подняться, если для европейских металлургов с 1 ноября или 1 декабря отменят американские стальные тарифы, но внутренние возможности для роста региональный рынок, похоже, исчерпал. Зато в Китае горячекатаный прокат пошел вверх, достигнув максимального уровня с начала августа. Кроме того, китайские прокатчики активизировали закупки импортной заготовки, которая в ответ подскочила от $675-690 за т CFR в первых числах сентября до $700-720 за т. В то же время, железная руда в Китае продолжает падать и к концу прошедшей недели опустилась до менее $130 за т CFR.

Вообще, политику китайских властей так и хочется обозвать старинным политическим термином «волюнтаризм». Скажем так, народ чудит не по-детски. Последние законы по борьбе с социальными сетями и видеоиграми, по уничтожению частных репетиторов как класса, по недопущению переедания и продвижению здорового образа жизни поневоле наталкивают на мысль о том, что китайское руководство окончательно разочаровалось в попытках вписаться в западный мир, а теперь старается из него срочно «выписаться». В то же время, Китай пока продолжает продвигать западную политику по борьбе с глобальным потеплением и под этим предлогом требует от металлургов сокращать производство стали и алюминия.

Между прочим, для мирового рынка это хорошо. Экспорт китайского проката за рубеж упал, так как данная продукция востребована внутри страны. Китайцы не сбивают цены, что особенно важно в условиях локдаунов во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии. А если после завершения дождливого сезона в конце сентября активизируется спрос на стальную продукцию в Индии, то конкуренция на мировом рынке листового проката и вовсе ослабнет. Так что, у российских меткомбинатов есть неплохие шансы, как минимум, на стабилизацию своих экспортных котировок в текущем месяце.

Понятно, что все новые тенденции – это до первого серьезного изменения в китайской, американской или европейской экономике и политике. По-прежнему актуальной остается проблема с коронавирусом и борьбой с ним, что тоже может дать неожиданные повороты. Однако пока что мировой рынок стали идет от медленного спада к стабилизации благодаря повышению цен на прокат в Китае и увеличению объемов китайского импорта заготовки.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
НПП «Макромер» запустил производство СТП-полимеров
20.05.2022
НПП «Макромер» запустил производство СТП-полимеров
Владимирское предприятие НПП «Макромер» им. В.С. Лебедева запустило производство полиуретановых олигомеров с концевыми алкоксисилановыми группами (СТП-полимеров). Об этом сообщает RUPEC со ссылкой на представителя компании.

Предприятие «Макромер», фото ©macromer.ru


Эта продукция ранее поступала из-за границы, поскольку своего производства не было. Однако зарубежные поставки СТП-полимеров прекратились. Связующие российского производства являются аналогами продуктов серии Geniosil STP и Desmoseal SXP (их производят, к примеру, Wacker и Covestro, прим ред.).

«Отверждение СТП-полимеров происходит путем гидролиза алкоксисилановых групп влагой воздуха при температуре помещения, без выделения углекислого газа, в результате чего образуется трехмерная структура. Благодаря такой структуре силан-модифицированные полимеры сочетают в себе преимущества полиуретанов (ПУ) и силиконов: органическая полиуретановая фаза дает возможность регулировать свойства материала за счет варьирования ПУ-блоков, эластичность при низких температурах, прочность, высокую адгезию к различным субстратам, хорошую когезию, легкость окрашивания», — пояснили в НПП «Макромер».

Как отметил представитель компании, российские аналоги имеют повышенную устойчивость к УФ-излучению, воде, кислотам и щелочам, высоким температурам, а также экологически безопасны, поскольку не включают растворители и токсичные изоцианатные группы.

Источник: ЛКМ Портал
Arconic продаст бизнес в России и готовится потерять до $500 млн
20.05.2022
Arconic продаст бизнес в России и готовится потерять до $500 млн
Американский производитель алюминиевой продукции Arconic Inc. намерен продать российский бизнес. В компании ожидают, что связанные с этим потери составят до $500 млн, говорится в ее пресс-релизе.



"Мы провели оценку стратегических альтернатив с учетом ограничений, наложенных на наши операции российским правительством, и в результате продолжающегося спора с Федеральной антимонопольной службой (ФАС)", - отметил Arconic.

В результате принято решение продать предприятие в Самаре.

"К сожалению, конфликт на Украине сделал наши операции в России невозможными. Мы по-прежнему отдаем приоритет безопасности и благополучию наших более чем 3 тысяч сотрудников и их семей", - говорится в пресс-релизе.

Arconic была выделена в 2016 году из алюминиевого гиганта Alcoa Corp. АО "Арконик СМЗ" (бывший Самарский металлургический завод) с 2005 года входит в состав Arconic. Предприятие выпускает широкий ассортимент прокатной, прессовой и кузнечно-штампованной продукции.

Источник: Интерфакс. Фото: Line Artworks
«Сибирский титан» получит первую партию сырья для выпуска диоксида титана
19.05.2022
«Сибирский титан» получит первую партию сырья для выпуска диоксида титана
Предприятие «Сибирский титан» (ТОР «Северск») в мае получит первую партию сырья для производства диоксида титана. Продукцию поставит Горно-обогатительный комбинат «Ильменит» (Томская область). Об этом сообщает РИА Томск со ссылкой на гендиректора «Сибирского титана» Алексея Киселева.


ГОК «Ильменит», фото ©ilmenite.ru


По его словам, объем первой опытной партии сырья составит 100-150 килограммов. Ее используют для производства готовой продукции.

«В июне на опытной установке будем смотреть продукцию – диоксид титана – и корректировать сырье. Партия будет не одна. Если что-то не так, "Ильменит" проводит работы и повторно отправляет нам 100 килограммов сырья. Мы будем делать так до тех пор, пока конечный результат не будет соответствовать мировым стандартам», – сказал Алексей Киселев.

Замдиректора по коммерческим вопросам ГОК «Ильменит» Константин Шепталин уточнил информагентству, что планируемый объем поставки ильменитового концентрата превысит 5 тыс. тонн в год.

Источник: ЛКМ Портал