Российский производитель
защитных покрытий

Мы вызываем, нас вызывают. Российский и мировой рынок стали: 17-24 апреля 2022 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
27 апреля 2022
Вот уже два месяца мы живем в условиях новой экономической реальности. Так, в частности, изящно охарактеризовали нынешнюю ситуацию некоторые участники Национального промышленного форума, который состоялся 22 апреля в Москве.

В чем же заключается эта «новая реальность»? Прежде всего, в безвозвратном отказе от многих вещей, которые ранее казались само собой разумеющимися и незыблемыми. Логика самого жесткого противостояния с Западом с начала 50-х гг. ХХ века, а то и с времен Гражданской войны приводит, с одной стороны, ко все новым ограничениям для российского бизнеса, а с другой, к пониманию невероятного масштаба стоящих перед ним задач.

Процесс адаптации к новым суровым условиям все еще продолжается. Обстановка остается неустойчивой и непредсказуемой. Давление со стороны наших западных «непартнеров» еще не дошло до пика. Еще не против всех российских компаний введены санкции, пока не полностью перекрыты границы, а западный бизнес еще не весь подчинился антироссийской идеологии и не отказался полностью от российского рынка.

Наконец, еще не завершилась история с рублевой оплатой за российские энергоносители. Судя по тому, что на Московской валютной бирже время от времени происходят внезапные укрепления рубля по отношению к западным валютам, какие-то крупные суммы в евро или долларах на нее заходят. Кроме того, страны ЕС все-таки пока не решились вводить эмбарго на импорт российского газа, а Еврокомиссия признала оплату в рублях возможной. Однако в ближайшее время нельзя полностью исключить громогласных скандалов с последующим прекращением поставок.

Тем не менее, в российской экономике явно приближается своя «вторая фаза» специальной операции по перестройке ее модели. Суть ее заключается в переходе от «чрезвычайности» к «нормальности», от реакции на действия противника по выстраиванию экономической блокады к созиданию. На проходившей 21-22 апреля конференции «Нержавеющая сталь и российский рынок» и на Национальном промышленном форуме немало внимания уделялись практическим вопросам выстраивания новых внешнеторговых потоков и запуску инвестиционного процесса.

Да и на совещании по вопросам развития отечественного металлургического комплекса, проведенном президентом 20 апреля, эти вопросы тоже занимали центральное место. Ведь компенсировать потери, понесенные российскими металлургами на западных рынках, можно только двумя способами. С одной стороны, надо находить новых торговых партнеров в нейтральных и дружественных странах Азии, Африки и Латинской Америки. С другой, следует увеличивать металлопотребление в России, а для этого нужно во множестве запускать новые строительные и инфраструктурные проекты и развивать широкомасштабное импортозамещение в промышленности. Это, со своей стороны, требует значительного расширения внутренних инвестиций.

Текущая ситуация немного напоминает 2014-2015 гг. Тогда, во время «первой очереди» западных санкций, было существенно улучшено взаимодействие власти и бизнеса. Удалось решить ряд застарелых нормативных проблем, была создана система государственной поддержки инвестиционных проектов. Новый толчок законодательному процессу дали коронавирусные локдауны весны 2020 г.

Сейчас бизнес и государство снова решают сообща серию еще более острых проблем. По отзывам предпринимателей, нормотворческий процесс резко ускорился. На редкость оперативно происходит согласование. Комитеты РСПП работают в тесной связке с Министерствами. У бизнеса опять выдалась возможность указать правительству на недоработки в законодательной сфере и обратить его внимание на нормы, не соответствующие новым реалиям. И при этом он с полным на то основанием рассчитывает на оперативную обратную связь.

За два месяца было сделано достаточно много. Например, реанимирован СПИК 1.0 и в целом значительно ускорен процесс заключения специальных инвестиционных контрактов. Российскому экспортному центру было поручено заняться поддержкой критического импорта. Подвести под это нормативную базу и внедрить ряд продуктов в Центре обещают уже к концу апреля.

Фонд развития промышленности докапитализировали на 37,7 млрд. руб и докапитализируют еще. Кроме того, он сможет направить на выдачу новых кредитов прибыль и средства, полученные от погашения прежних займов, на общую сумму 46,5 млрд. руб. По словам одного из руководителей ФРП, деньги найдутся на любое количество хороших заявок.

Под эгидой Минпромторга создается общероссийская база данных по импортозамещению материалов, комплектующих, запчастей, оборудования. Определяется, что еще можно будет получить от традиционных поставщиков, что придется закупать в обход, аналоги чего можно найти в дружественных странах, а что смогут освоить российские производители. Многие отечественные компании реально рассматривают нынешний кризис как возможность. Тем более, что государство готово их всецело поддержать. По словам одного участника Национального промышленного форума, нужно свое здесь и сейчас!

В частности, сейчас создается механизм гарантированного заказа и гарантированного спроса на высокотехнологичную импортозамещающую продукцию. Разрывается старый заколдованный круг, когда российские компании опасались вкладывать немалые средства в подобные проекты, так как не были уверены в том, что их новинки будут пользоваться спросом, а спроса не было, так как потребители не видели предложения российских альтернатив импортным продуктам.

Кризис также создает возможность отказаться от старых правил и схем и выстроить новые, по собственному разумению и исходя из своих потребностей и интересов. Так, на конференции «Нержавеющая сталь и российский рынок» отмечалось, что металлоторговые компании могут помочь российскому машиностроению перейти на более эффективную западную модель бизнеса, взяв на себя производство деталей и комплектующих под заказ. При этом собственно на российском рынке стальной продукции дела идут не лучшим образом. Видимый спрос сильно упал. И хотя государство обещает всемерную поддержку инвестиционных проектов, а Центробанк РФ — снижение ключевой ставки, эти изменения к лучшему быстро не произойдут. Пока что металлотрейдерам приходится снижать цены, чтобы хоть как-то поддержать продажи.

Для металлургов ситуация не сильно лучше. С экспортом по-прежнему тяжело. Стальную продукцию за рубеж приходится продавать с дисконтом, а на внешних рынках котировки падают, поскольку и там большие проблемы с наличием спроса. Поэтому в России возникает избыток предложения, а производители вынуждены опускать заводские цены. Судя по всему, в мае они окажутся ниже тех отметок, на которых были перед 24 февраля.

На мировом рынке, скорее всего, спад будет не таким сильным. Дорогостоящие энергоносители и ресурсы — тенденция, очевидно, длительная. Поэтому уровень себестоимости у металлургических компаний так и останется высоким, а цены на прокат будут разгонять инфляцию.

С интересной инициативой выступила германская ассоциация WSM, объединяющая около 5 тыс. компаний, относящихся, в основном, к машиностроению и производству комплектующих. Она призвала металлургов вместе выработать согласованную ценовую политику по всей производственной цепочке создания добавленной стоимости, чтобы все ее участники могли получать хотя бы небольшую прибыль, а цена готовых изделий была бы посильной для конечных потребителей. Так что, не один только российский Минпромторг пытается провернуть нечто подобное с металлопродукцией и стройматериалами.

В целом в западных странах проводят свою политику импортозамещения российских энергоносителей возобновляемыми источниками энергии. Однако дело это не простое и не быстрое, поэтому европейцам настоятельно рекомендуют сократить потребление — ездить на общественном транспорте, мыться холодной водой, прикрутить обогреватели и кондиционеры, чтобы «не кормить Россию».

Вообще, этот аспект показывает разницу подходов, с которыми Россия и западные страны отвечают на вызовы времени. В Европе требуют, чтобы население шло на все большие жертвы ради борьбы с глобальным потеплением, наказания России и т. д. У нас же делают упор, скорее, на преодоление трудностей путем выстраивания новых внешнеторговых схем и создания собственного импортозамещающего производства. Мировоззренческая разница, если вдуматься!

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
Инженер НЛМК Жанна Двуреченская стала "Липчанкой года"!
08.03.2025
Инженер НЛМК Жанна Двуреченская стала "Липчанкой года"!
«Липчанкой года» в номинации «Мастер своего дела» стала инженер НЛМК Жанна Двуреченская. У нее за плечами 13 лет работы на Новолипецком комбинате и множество корпоративных побед.

Жанна не только талантливый специалист, но и активный инициатор улучшений условий труда и наставник для молодых сотрудников. Она также носит звание «Лучший молодой рабочий НЛМК», имеет почетную грамоту и благодарность от предприятия, а ее имя занесено на Доску почета комбината.

janna.png

«Триумф в конкурсе — еще одно подтверждение, что непокоримых вершин не бывает. Благодарна компании за массу возможностей для самореализации и достижения успеха. С каждым годом градус гордости за выбранный путь только растет», — поделилась впечатлениями сотрудница.

Уверены, что Жанна и дальше будет развивать навыки и умножать свои возможности с НЛМК!

Источник: ТГ Группы НЛМК
С Праздником 8 марта!
08.03.2025
С Праздником 8 марта!
Дорогие женщины!

От всей души поздравляю вас с Международным женским днём 8 марта!
В этот прекрасный весенний праздник хочу выразить искреннюю признательность каждой из вас за ваш профессионализм, за то тепло и уют, которые вы привносите в наш коллектив, за вашу способность совмещать карьеру и семейные обязанности с удивительной грацией и достоинством.

7957996.jpg

Ваш талант, целеустремленность и преданность делу являются примером для всех нас и вносят неоценимый вклад в развитие нашей компании.

Желаю вам весеннего настроения, ярких эмоций и приятных сюрпризов! Пусть каждый день будет наполнен радостью, любовью и заботой близких. Крепкого здоровья, личного счастья и новых профессиональных достижений!

Цейтин Владимир Ефимович,
Генеральный директор ООО «Уралпротект»
Слон в посудной лавке, порхающий как бабочка. Российский и мировой рынок стали: 23 февраля — 2 марта 2025 г.
07.03.2025
Слон в посудной лавке, порхающий как бабочка. Российский и мировой рынок стали: 23 февраля — 2 марта 2025 г.
В последнее время США занимают непропорционально много места в информационном пространстве. Каждый день какие-то новые громкие заявления, которые не всегда соответствуют предыдущим. Сегодняшние сенсации стремительно вытесняют вчерашние, на которые никто еще не успел толком отреагировать.

Или это гениальный «хитрый план», дымовая завеса, под прикрытием которой делаются какие-то темные дела, или красочное шоу, в котором процесс намного важнее результата.

В итоге все напоминает вихляющий и непредсказуемый полет бабочки. Вот только сама бабочка размером с хорошего слона, а резвится она в достаточно сложных и хрупких структурах мировой экономики, где волюнтаристские вмешательства могут повести за собой непредсказуемые последствия.

Общим местом во всех этих процессах все же можно назвать страсть к введению все новых таможенных пошлин. Вообще-то, это давняя американская традиция. Спор о тарифах, например, был одной из причин Гражданской войны 1861-1865 гг. А в начале ХХ века они представляли собой один из основных источников государственных доходов, так как федеральное американское правительство было слишком слабым и коррумпированным, чтобы иметь возможность взимать нормальные налоги.

В феврале все это очень активно проговаривалось, но вот в марте может наступить время дел. Так, 12 марта должны вступить в силу 25%-ные пошлины на всю стальную продукцию, поступающую в США. Еще раньше под санкции должен попасть импорт из Канады и Мексики. Наконец, дополнительные 10% обещаны для Китая, теперь станет 20%. Так мало-помалу их ставка к середине года дорастет до обещанных 60%.

Вообще антикитайская направленность американских торговых мер становится все более очевидной. Очередная инициатива нацелена на то, чтобы прекратить поступления в США проката, произведенного из стали, выплавленной в Китае. Как заявляют американские законодатели, такие страны как Вьетнам, Мексика или Бразилия приобретают в Китае подкат, перерабатывают его и отправляют готовую продукцию в США. Это сейчас провозглашается недопустимым.

Весь ажиотаж, возникший вокруг редкоземельных металлов, тоже четко направлен против Китая. Еще в декабре НАТО опубликовало список из 12 стратегических материалов, на рынках которых Китай занимает лидирующие позиции. Редкоземы в него входят, причем в их отношении указывается самый высокий уровень риска. Кстати, вместе с ними первую тройку образуют алюминий и графит.

Очень значительный уровень риска проблем с поставками в случае обострения отношений с Китаем признается для бериллия, кобальта, германия, платины, титана и вольфрама. Интересно, что ДР Конго и ЮАР, которые занимают лидирующие позиции в мире на рынках соответственно кобальта и платины, очевидно, не считаются надежными поставщиками, равно как и производители алюминия в странах Персидского залива.

Все 12 стратегических материалов (в их перечень также входят галлий, литий и марганец) применяются в производстве боеприпасов, военной техники, систем наведения, управления и т. д. Причем заменить их, как правило, невозможно. Между тем, от Китая как раз ждут ответной реакции именно в этой области. В январе, когда США объявили о 10%-ных пошлинах на китайские товары, правительство КНР ввело контроль экспорта пяти стратегических металлов (вольфрама, теллура, висмута, индия и молибдена). После этого цены на висмут, где доля Китая на мировом рынке достигает 80%, подскочили в 2-3 раза.

Между тем, китайская черная металлургия находится под сильным давлением. Во второй половине февраля Южная Корея ввела предварительные антидемпинговые пошлины в размере от 27,91 до 38,02% на китайскую толстолистовую сталь, а Вьетнам — на китайский горячекатаный прокат по ставке 27,83% для подавляющего большинства поставщиков.

В начале марта в Южной Корее может начаться новое расследование по китайскому и японскому горячекатаному прокату, а местные компании подали жалобу на китайских производителей оцинкованного и окрашенного проката. Аналогичные претензии в отношении оцинкованной стали китайского и южнокорейского производства высказала вьетнамская металлургическая ассоциация VSA. В общем, между крупнейшими производителями и потребителями стальной продукции в странах Восточной Азии может вспыхнуть настоящая торговая война.

В последнее время в Китае появились слухи о том, что правительство страны может прямо приказать металлургам сократить выплавку стали в текущем году на 50 млн. т по сравнению с прошедшим годом, а в 2026 и 2027 гг. — еще соответственно на 20 млн. и 10 млн. т. Впрочем, если китайский экспорт стали радикально сократится из-за антидемпинга, это произойдет и так, само собой.

По мнению НГО Centre for Research on Energy and Clean Air, все там еще сильнее запущено. Чтобы сократить выбросы углекислого газа, Китаю, по его мнению, надо немедленно закрыть мощности пол выплавке 200 млн. т стали, а еще 150 млн. т — до 2030 г.

Причем, китайские власти реально озабочены этой проблемой. В конце февраля в структуре национальной металлургической ассоциации CISA был создан специальный отдел, задача которого заключается в поддержке и расширении выплавки стали в электродуговых печах в противовес меткомбинатам.

Впрочем, еще в 2023 г. китайские власти постановили, чтобы 2025 г. доля мини-заводов в национальной выплавке стали достигла 15%, а к 2030 г. — более 20%. В 2024 г. на электросталеплавильные предприятия пришлось 10,5% выплавки, а в конце февраля средний уровень загрузки их мощностей немного превышал 16%. На данный момент они недостаточно конкурентоспособные. Кроме того, пока что Китай полностью обеспечивает себя металлоломом при сборах порядка 250 млн. т. Стоит нарастить производство в электропечах, как в стране возникнет дефицит этого сырья.

В принципе, китайские проблемы с производством и экспортом стали могут оказаться выгодными для российских компаний, для которых могут приоткрыться какие-то «окна» на внешних рынках. Точно так же американские стальные пошлины могут спровоцировать рост цен не только в самих США, но и в других странах. Это тоже пойдет в плюс российским компаниям.

Но пока что бурные американские события в реальности и информационном пространстве влияют, по большей части, на курс рубля. Как признает Центральный банк, он сейчас реагирует, в основном, на геополитику. В начале прошлой недели фантомы совместных российско-американских проектов укрепили рубль до самого высокого уровня с августа прошлого года. А затем слова поблекли, замещенные новыми телодвижениями «порхающих слонов», и курс пошел на спад.

На российском рынке стальной продукции пока не происходит существенных изменений. Металлургические компании сокращают выпуск, увеличивают экспорт несмотря ни на какие валютные колебания, надеются на оживление спроса весной и планируют поднимать цены почти на все категории проката. Начали же они с самых проблемных горячекатаных рулонов в надежде, что их подорожание подтянет вверх сварные трубы.

В то же время, на споте никакого повышения не наблюдается. Более того, вероятность улучшения обстановки в ближайшее время выглядит не слишком высокой по причине усиливающихся проблем в экономике. В частности, по данным Росстата, в январе упали темпы роста в обрабатывающей промышленности. Продолжается спад инвестиционной активности, который затрагивает все, что находится вне зоны господдержки.

При этом, инфляция не снижается. Более того, борьба с ней посредством сохранения высокой процентной ставки представляется совершенно бессмысленной. Рост цен прямо вытекает из увеличения затрат. Причем власти сами делают сильные проинфляционные шаги. Так Министерство юстиции в конце февраля зарегистрировало приказы ФАС от 13 декабря 2024 г. об индексации регулируемых оптовых цен на газ с 1 июля 2025 года на 10,3% для всех категорий потребителей, кроме электроэнергетических компаний и ЖКХ, для которых рост составит 21,3%.

Очевидно, это даст сильный толчок инфляции, так что прогнозы ВТБ о возможном снижении ставки во втором полугодии могут не осуществиться. Зато действия металлургов по повышению цен на стальную продукцию без учета текущей рыночной конъюнктуры получают железное обоснование. Металлотрейдерам — приготовиться следовать за ними.

В общем, слоны продолжают порхать посреди посудной лавки. И почему это вдруг что-то дребезжит и рушится?

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»