Российский производитель
защитных покрытий

Главное — не переусердствовать. Российский и мировой рынок стали: 22-29 августа 2021 г.

Для просмотра поверните устройство в вертикальное положение
10 сентября 2021
Август у нас обычно месяц сложный. И в этом году традиция оказалась соблюдена, по крайней мере, на рынке стали. Стоимость листового проката за последние четыре недели упала на 15-20%, а по некоторым позициям — и больше. Арматура, правда, подешевела менее чем на 10%, но она и стоила не так много на летнем пике.

Резкий подъем на рынке — это не очень хорошо. Но резкий спад — еще хуже. Сразу же проваливается спрос, так как обождать с закупками — значит, приобрести товар дешевле. А тут еще и во время рекордного взлета в первом полугодии некоторые клиенты вообще ушли с рынка. В частности, все жалуются на провал в секторе индивидуального жилищного строительства.

Более того, всегда находятся крупные игроки, которые начинают напропалую играть на понижение, заставляя весь рынок лихорадочно сбрасывать котировки. В июле этим отличались трубники, а в августе на слуху были производители изделий из оцинкованного и окрашенного проката.

Под такими играми всегда лежат стремление нарастить свою долю рынка в условиях падающего спроса и наличие запасов продукции, которую удачно удалось купить задолго до наступления пика подъема. А ведь у многих на складах лежит прокат, приобретенный как раз в июне-июле, который сейчас обесценивается со страшной силой...

Почему случился такой сильный обвал?! Конечно, определенную роль сыграло вступление в силу экспортных пошлин, которые значительно снизили доходность внешних продаж. Металлургам даже при нынешних ценах выгоднее продавать свою продукцию в России или в странах ЕАЭС, чем в дальнем зарубежье.

Однако представляется, что позиции меткомбинатов ослабила, прежде всего, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке. Если в июле им удалось перенаправить избыточные объемы стальной продукции за рубеж, то в августе спрос там упал. Пришлось искать покупателей дома и, конечно, идти им на уступки, порой, весьма серьезные.

При этом также следует учитывать, что в начале-середине лета цены на прокат в России были сильно завышенными. Если взять за базис экспортные котировки, то на внутреннем рынке аналогичная продукция порой стоила на 10-15 тыс. руб. за т дороже. Очень сильно перегрет был рынок проката с покрытиями. Ранее даже на летнем пике спроса на оцинковку она превышала холоднокатаный прокат не более чем на 20-25%, а в конце июля, когда «холодняк» уже начал падение, а прокат с покрытиями — еще нет, разница могла превышать 40%. Сейчас все эти избыточные надстройки демонтируются. Или, точнее, разваливаются на глазах.

До какого предела могут упасть цены? Традиционный ориентир на российском рынке — экспортный паритет. В данном случае — с учетом пошлины. Для горячекатаного проката его значение в данный конкретный момент будет составлять 65-70 тыс. руб. за т с НДС, для арматуры (если сравнивать именно с экспортной арматурой) — где-то 55-60 тыс. руб. за т.

Представляется, где-то на этих отметках и должно лежать дно, в которое российский рынок, по идее, упрется в ближайшие недели. Возможно, по инерции в каких-то секторах котировки его пробьют, но затем неизбежно последует положительная коррекция.

Правда, здесь есть еще один немаловажный нюанс. Экспортный паритет — сам по себе вещь не постоянная. В августе он, например, снижался. Причем внешние котировки на заготовку на Черном море опустились так низко, что после уплаты пошлины металлурги как бы не в убытке. Тем более, что металлолома в России, как оказалось, недостаточно даже после повышения ставки экспортных пошлин и сокращения объема поставок в дальнее зарубежье. Поэтому в августе сырье для мини-заводов даже несколько подорожало.

Основное влияние на мировой рынок стали сейчас снова оказывает коронавирус. А главные болевые точки — это Китай и страны Восточной Азии. Во вьетнамском Хошимине, втором по величине городе страны, жесткий карантин продлили до 15 сентября. Местный рынок стали сильно съежился, поэтому у российских компаний просто нет возможности отправлять туда горячекатаный прокат в таких же объемах, как и в июле. Индийские производители стали проявляют повышенную активность на зарубежных рынках, потому что на национальном у них тоже со спросом плоховато.

Очень сильно чудит Китай. Количество новых случаев коронавируса там в последнее время исчисляется парой десятков в день. Однако правительство страны исповедует принцип нулевой терпимости к ковиду. Поэтому даже один новый больной — это законный повод для проведения тотального тестирования в миллионном городе и введения строгого карантина до его завершения.

Больше всего китайские ограничения бьют по транспорту. Так, например, из-за пары случаев ковида был закрыт на две недели пограничный переход, через который проходит более половины экспорта монгольского угля в Китай. В результате спотовые цены на дефицитный высококачественный коксующийся уголь вмиг взлетели до более $400 за т CFR Китай — нового рекордного уровня в истории.

Из-за карантина нарушилась работа ряда крупных китайских портов, что только усилило всеобщий бардак в сфере морских перевозок. Тарифы на фрахт в августе подскочили на различных маршрутах еще на 10-20%. Коронавирус со страшной силой косит докеров и водителей грузовиков, а суда, нагруженные контейнерами, порой выстаивают в карантине на рейде до трех недель. По мнению специалистов в этой отрасли, рассчитывать на снижение логистических затрат в международных морских перевозках, можно будет только в будущем году, причем вряд ли в первом квартале.

Вообще, нынешний кризис показывает, что деньги в современной экономике все-таки играют вспомогательную роль. Все дело — в наличии реальных физических ресурсов. Как показывает пример США и других стран, нарисовать и раздать денег можно сколько угодно. Если в 2018-2019 гг. мировая экономика действительно страдала от недостаточного спроса и была подвержена дефляции, то сейчас эта проблема решена. В США вон недавно Конгресс проголосовал за выделение $1 трлн. на инфраструктурные проекты и антиковидную поддержку экономики, а в настоящее время там обсуждают новый пакет на $3,5 трлн. Чтобы, как говорится, никто не ушел обиженным!

В то же время, есть проблемы, которые решить с помощью денег невозможно. В тех же США горячекатаный прокат превысил $2100 за т EXW, а оцинковка идет почти на уровне алюминия (на торгах Лондонской биржи металлов, правда), потому что металла не хватает, хотя уровень загрузки мощностей в местной металлургической промышленности достиг 85%. Однако американский рынок закрыт для большинства поставщиков из других стран квотами и антидемпинговыми пошлинами.

То же самое происходит и с логистикой. Можно приобрести контейнеры, можно зафрахтовать суда, но невозможно купить время, которое будет потрачено на доставку груза из-за нехватки персонала и действия карантинных ограничений.

У нас в России государство исправно выделяет деньги на инфраструктуру и другие национальные проекты, но их реализация постоянно сдвигается вправо из-за нехватки квалифицированных специалистов и вообще работников. Причем некоторые, хотя далеко не все, не все, готовы даже пойти на крайние меры и просто платить больше.

Такие ресурсные ограничения бывают разные. Часто не хватает людей. Иногда — производственных мощностей. Так, по оценкам компании Boston Consulting Group (BCG), в этом году порядка 9 млн. автомобилей по всему миру не будет собрано из-за нехватки компьютерных чипов. Предприятий, способных изготовлять эту продукцию, в мире совсем не много. При этом спрос на нее возрос со стороны производителей электроники, компьютерной техники и медицинских приборов, а расширить выпуск чипов не представляется пока возможным по причине того же коронавируса. По прогнозу главы российского подразделения BSG Владислава Бутенко, решить эту проблему удастся не ранее второй половины 2022 г.

В принципе, в сентябре конъюнктура на мировом рынке стали должна улучшиться. Китайское правительство обеспокоилось тем, что экономика страны начала очень уж заметно проседать, и объявило о намерении перейти к ее стимулированию. Да и вообще, осенью там должны прекратиться дожди и наводнения, а снижение температуры воздуха позволит сократить потребление электроэнергии и покончить с ее дефицитом.

Ближе к завершению дождливого сезона должны оживиться рынки Индии и стран Юго-Восточной Азии. Подходит к концу период летних отпусков в Европе. Уйдет летний зной в Турции и других государствах Ближнего Востока и Северной Африки. Все это создает предпосылки для повышения покупательской активности на мировом рынке стали и роста цен.

Однако тут есть и много «но». Прежде всего, трудно рассчитывать на расширение металлопотребления в условиях действующих коронавирусных ограничений. Проблемы в секторе морских перевозок по-прежнему будут затруднять экспортные операции. В западных странах раскручивается инфляция, а в этих условиях нельзя больше реализовывать стратегию искусственного расширения спроса. Иначе эмиссионные деньги пойдут не на увеличение реального потребления, а только на раскрутку цен. Поэтому есть ненулевая вероятность перехода к более сдержанной денежной политике, а это приведет к сужению спроса.

В общем, надежды на улучшение есть, но рисков впереди много. И здесь важно не увлечься и не переусердствовать.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Вам также может быть интересно
У отечественных индустриальных ЛКМ хорошие перспективы
22.04.2025
У отечественных индустриальных ЛКМ хорошие перспективы
Интервью с Владимиром Цейтиным, генеральным директором ООО «Уралпротект» в журнале «Промышленная Окраска». Журнал издается с 2003 г. и освещает актуальные проблемы применения ЛКМ.

coil3col.jpg


У нас в гостях генеральный директор ООО «Уралпротект» Владимир Ефимович Цейтин, с ним мы беседуем о работе компании, производстве и рынке индустриальных ЛКМ.

— Владимир Ефимович, сколько лет предприятию «Уралпротект»?

— Компании 12 лет. Строительство завода началось в 2012 г., в последующие годы мы осуществляли закупку и установку оборудования, планирование производственных и логистических процессов. В 2014 г. выпустили первую опытно-промышленную партию промышленных эмалей на установке Inkmaker. В 2015 г. начали основную производственную деятельность. Мы отработали рецептуры более 50 цветов лицевых эмалей, получили лицензию на производство ЛКМ, начали поставки трем основным потребителям. На 2017-2020 гг. пришелся период активного развития: это и расширение продуктовой линейки — полиэфирных эмалей для окраски рулонного проката, отработка рецептур, и первый этап технического перевооружения. К 2021 г. мы завершили второй этап модернизации. Два этапа затронули все без исключения аспекты: производственные мощности, переоборудование и повышение эффективности складских площадей, лаборатории, которые сейчас оснащены самым современным оборудованием. В результате реализации всех этапов наша мощность увеличилась до 18 тыс. т в год. И еще есть возможность роста без дополнительных инвестиций до 25 тыс. т.

— Хотелось бы узнать ваше мнение как руководителя компании-производителя ЛКМ, что сейчас происходит в отрасли, какие проблемы наиболее актуальны. Конечно же, нас интересует, как изменилась для вашей компании ситуация после 2022 г.: что стало лучше, что — хуже, есть ли нововведения, поддержка?

— Сразу хочу уточнить, что основной наш сегмент — это койл-коутинг, индустриальные ЛКМ занимают менее 1% нашего производства, в сегменте индустриальных покрытий мы работаем с 2023 г, поэтому соответственно комментировать могу лишь небольшой период.

В первую очередь необходимо отметать сырьевую проблему, и здесь с индустриальными эмалями проще, чем с койл-коутингом. Основное сырье можно найти в России и странах СНГ. Конечно, есть компоненты иностранного производства, которые приходится везти, что сопряжено с рядом проблем, включая платежи, сроки, логистику и увеличение стоимости.

— Сырье, которое закупаете не в России и СНГ, — китайское или европейское? Что вы можете сказать о качестве этих компонентов?

— В основном китайское. У нас были компоненты из Европы, но мы нашли аналог, заместили. Качество вполне сопоставимое, но, конечно, пришлось нашей лаборатории поработать по подбору, аналитике.

Поскольку в сегмент индустриальных ЛКМ мы заходили с определенным багажом знаний и бэкграундом в койл-коутинге, у нас был очень широкий спектр и опыт применения койловских материалов. Часть из них, в том числе сырьевых, мы начали применять в индустриальных эмалях. Эмали получаются отличные, но себестоимость у них очень высокая, потому что материалы, применяемые в койле, дороже и высокого качества. Естественно, чтобы сделать продукт более доступным по цене, мы стали искать аналоги сырья в Китае. Раньше, когда мы работали с европейскими поставщиками, вопросов к качеству не возникало, оно было стабильным, партии поставок не отличалась. Качество же китайского сырья от партии к партии может сильно варьироваться. В связи с этим мы вынуждены были организовать входной контроль поставляемого сырья. Если с европейскими материалами мы проводили только внешнюю оценку и сверку с паспортами качества и полностью доверяли тому, что написано в паспортах качества, то в 2023 г. в нашей лаборатории появился отдел, занимающийся входным контролем сырья и материалов. Мы укомплектовали лабораторию дополнительным оборудованием, и сейчас все сырье проходит обязательный входной контроль, проверку качества, соответствия цифр, указанных в сертификатах, и т.д.
...


Интервью приводится с сокращениями.
Источник: журнал «Промышленная Окраска» #1/2025 с.14

ind-coat.png
Ярмарка вакансий «Химия возможностей: стажировка & трудоустройство»
11.04.2025
Ярмарка вакансий «Химия возможностей: стажировка & трудоустройство»
3 апреля прошла Ярмарка вакансий «Химия возможностей: стажировка & трудоустройство». Студенты химического факультета смогли напрямую поговорить с будущими работодателями, представить резюме, узнать о программах стажировок и летних практик. На Ярмарку пришли более 100 студентов, а также 17 школьников, для которых это мероприятие стало возможностью для ранней профориентации.

DSC_2113.JPG

Промышленные партнеры химического факультета ТГУ презентовали на Ярмарке вакансий свои компании, рассказали студентам о предоставляемых возможностях для трудоустройства и рассмотрели резюме. Присутствовали представители следующих компаний: АО «Органика» (г. Новокузнецк), АО «Вектор-Бест» (г. Новосибирск), ООО «Уралпротект» (г. Магнитогорск), ООО «ИХТЦ» (г. Томск), НОЦ ГПН ООО «Мехатроник» (г. Томск), АО «ПФК Обновление» (г. Новосибирск), АО «НИИМЭ» (г. Зеленоград), КАО «Азот» (г. Кемерово), АО «Фармасинтез» (г. Иркутск), ООО «Угличская биофабрика» (г. Углич), АО «ГК «Титан» (г. Омск), ООО «Прайм Топ» (г. Липецк), АО «НПФ «Микран» (г. Томск), Филиал ООО «Газпромнефть – смазочные материалы» «Омский завод смазочных материалов» (г. Омск).

— Ярмарка вакансий на химическом факультете проводится ежегодно. Это традиционное мероприятие, благодаря которому студенты могут прокачать свои «гибкие навыки», наладить полезные связи, увидеть, какое разнообразное будущее их ожидает. Сегодня химики востребованы производством, они могут работать как на заводе, так и в НИИ, в университете, в школах, на предприятиях химической промышленности. Ярмарка вакансий позволяет понять свои возможности. Для школьников Ярмарка вакансий также была интересна, в том числе, для тех, кто еще не определился с будущей специальностью, — рассказала специалист по работе с промышленными партнерами Элина Абрамова.

Кроме того, на Ярмарке вакансий работали Центр компетенций ТГУ и Отдел практик и трудоустройства.

DSC_2091.JPG

DSC_2179.JPG

DSC_2210.JPG

DSC_2328.JPG

Источник: Химический факультет Томского государственного университета, chem.tsu.ru
Бегом, пешком и ползком. Российский и мировой рынок стали: 23—30 марта 2025 г.
07.04.2025
Бегом, пешком и ползком. Российский и мировой рынок стали: 23—30 марта 2025 г.
Прошлая неделя вместила в себя такие события как отчет о работе правительства в Государственной Думе, весьма насыщенная поездка президента в Мурманск, 12-часовые экспертные переговоры в Эр-Рияде. На международном уровне в центре внимания продолжает оставаться американский президент Дональд Трамп, который ввел 25%-ные пошлины уже и на импорт автомобилей.

Выступление премьер-министра Михаила Мишустина в Госдуме в очередной раз продемонстрировало, что российская экономика имеет двойственный характер. В ней вполне уживаются и достаточно высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, о которых поведал премьер, и тотальное замедление инвестиционных процессов из-за высоких процентных ставок.

Конечно, любому хотелось бы жить в прекрасном мире исполняемых национальных проектов, укрепляющегося технологического суверенитета, растущего внутреннего спроса, являющегося главным локомотивом отечественной экономики. Но бесспорные данные о сокращении видимого потребления стальной продукции показывают, что реальная обстановка не так хороша.

Впрочем, это наша давняя традиция. Еще Ленинские декреты в значительной мере представляли собой виртуальную реальность. В них декларировались идеи, показывался примерный путь их воплощения в жизнь, а дальше все зависело от исполнителей на местах.

Три с лишним года ускоренного и во многом вынужденного импортозамещения показали самые «тонкие» места российской экономики. Прежде всего, это нехватка людей. Компетентных управленцев, способных разрабатывать и реализовывать стратегические проекты. Инженеров и ученых, благодаря которым появляются и воплощаются в жизнь передовые технические идеи. Квалифицированных специалистов, непосредственно продвигающих все на практике. Сильный тормозящий эффект оказывают бюрократия, боязнь малейшего риска на управленческом уровне, отсутствие четкой ответственности, банальная алчность.

Не то, чтобы у нас все было так плохо — в большинстве других мест еще хуже. Иначе по итогам 2024 г. Россия не заняла бы третье место в G20 по темпам экономического роста. Где собираются правильные люди, там и получаются правильные результаты. Просто на очень и очень многие направления их не хватает.

Например, несколько шокирующие выводы показали ряд исследований, раскрывающих положение дел в строительной отрасли, безусловно, важнейшей для металлопотребления. Так, в РИА Недвижимость привели данные консалтинговой компании в сфере промышленности стройматериалов СМПро. В соответствии с ними, в себестоимости жилья в последнее десятилетие резко возросла доля непроизводственных затрат.

Если в 2014 г. на прибыль девелопера, затраты на приобретение прав на земельный участок, стоимость прокладки внешних инженерных коммуникаций и их подключения, затраты на ввод в эксплуатацию, а также рекламу, содержание компании и выплаты по кредитам приходилось 32% от стоимости новостройки, то в 2024 г. — уже 58%. Тогда как доля строительных материалов сократилась от 45 до 25%, а строительно-монтажных работ — от 23 до 17%. В 2024 г., как сообщает СМПро, стоимость строительно-монтажных монтажных работ увеличилась лишь на 14%, в то время как прочие составляющие цены новостройки — на 45%.

В онлайн-дискуссии «ЕРЗ-тренды», проведенной порталом «Единый ресурс застройщиков» на прошлой неделе, отмечалось, что рост себестоимо сти строительства в жилищном секторе достигает 50-65% по отношению к 2023 г., причем наибольший вклад в него внесли банковские проценты, покупка земли, инженерная и социальная инфраструктура, заработные платы управленческого персонала.

Челябинская девелоперская компания «Группа Голос» оценила удорожание строительства дома, начатого в первом квартале 2023 г., в 18%. При этом собственно расходы на нулевой цикл и возведение стен практически не изменились, но вот фасады, балконное остекление, механизация и транспорт подорожали более чем на 40%, а некоторые категории минераловатной плиты — более чем на 65%.

Наверное, Центральный банк, который уже более полутора лет безуспешно пытается остановить инфляцию, смотрит куда-то не совсем туда. Ее основным источником достаточно четко видится увеличение затрат бизнеса, в котором можно выделить несколько составляющих.

Да, в немалой степени это перегрев экономики, о котором говорили в ЦБ в 2023-2024 гг. Инвестиционный подъем, рожденный господдержкой и уходом с российского рынка западных компаний, привел к увеличению спроса на рабочую силу и другие ресурсы. Льготная массовая ипотека создала дополнительный спрос на жилье, превышавший возможности девелоперов.

Но это только часть ответа. Как представляется, не меньшую роль сыграл импорт. Сначала «импорт инфляции» в 2021 г., когда триллионы долларов, вброшенные в экономику западных стран, привели к удорожанию всех товаров и ресурсов, что через прозрачные в те времена границы перешло к нам. Затем санкции значительно увеличили стоимость импортных товаров для российских покупателей за счет накладных расходов. Да и скачки курса рубля этому очень поспособствовали.

Этому можно было бы противопоставить расширение внутреннего предложения, но... не сыграло. Не хватило, прежде всего, людей — организаторов производства и квалифицированных исполнителей. А затем повышение процентных ставок окончательно поставило на этом пути крест. Кроме того, удорожание кредитов стало еще одним источником роста затрат.

Наконец, практически не было организовано никакого контроля над ценами. Хотя еще в 2021 г. было понятно, что резкое подорожание всего и вся в России не имеет под собой никаких внутренних причин. Меры правительства (например, экспортные, затем курсовые пошлины на стальную продукцию) оказались сильно запоздалыми. А в строительном секторе на этот счет не было сделано вообще ничего.

В итоге затраты продолжают расти, тогда как денежно-кредитная политика направлена исключительно на удушение спроса, т. е. только усугубляет проблему. И хотя в правительстве уже появилось понимание необходимости смены курса, реальных шагов пока нет. Спад, начавшийся в экономике прошлой осенью, не сильно испортил хорошие статистические показатели 2024 г. Первый квартал 2025 г., по-видимому, окажется заметно хуже, но соответствующая статистика появится лишь в апреле-мае.

В общем, ближайшие месяцы российским поставщикам стальной продукции придется прожить в состоянии стагфляции. В строительстве сокращается количество новых строек, прежние проекты постепенно заканчиваются. В правительстве видят риск падения в 2027-2028 гг. и заявляют о подготовке мер противодействия, но медленное ухудшение будет происходить и в текущем году.

Поставщики стальной продукции не видят возможности для весеннего подъема на российском рынке. Вот уже март подошел к концу, причем, на редкость теплый март, а видимый спрос на арматуру, листовой прокат и сварные трубы так и оставался низким. Очевидно, высокие ставки и дальше будут препятствовать росту.

Поэтому металлургическим компаниям и дальше придется ограничивать объем производства и уделять повышенное внимание экспорту несмотря на слишком сильный, по их мнению, рубль. Хотя на самом деле это не рубль сильный (до начала 2022 г. он был еще сильнее, и никто на него не жаловался), а долларовые цены на мировом рынке низкие и затраты высокие.

За рубежом продолжают усиливаться протекционистские настроения. Все больше рынков закрываются от импорта или устанавливают входные барьеры. Вот там цены растут, хотя этот процесс имеет как начало, так и конец. Например, во Вьетнаме местные производители начали сбавлять котировки, а в Евросоюзе и США повышение замедлилось. Причем, основной причиной местные специалисты называют недостаточный спрос. Американские пошлины пока не запустили процесс импортозамещения — такие вещи быстро не делаются, а вот вызванное ими сокращение оборотов международной торговли уже сказывается. И на экономике самих США — тоже.

В Китае на первый план вышел вопрос об уменьшении объемов выплавки стали. Предлагается сократить его на 20-50 млн. т по сравнению с прошлым годом. Причем 50 млн. т выглядят более обоснованными. По оценкам компании Mysteel, внутреннее потребление в Китае в текущем году уменьшится на 3% по сравнению с 2024 г., т. е. на 25-30 млн. т, а экспорт упадет из-за антидемпинга.

Впрочем, хотя парочка компаний сообщила о снижении выплавки в апреле, в целом по отрасли в Китае сейчас наблюдается рост. Все-таки весна — это период сезонного подъема в строительном секторе. Правда, пока что покупательская активность там довольно слабая, а котировки на прокат на Шанхайской фьючерсной биржи не растут.

Вполне вероятно, что производство стали в Китае упадет во втором полугодии, как это и было в предыдущие три года. Не исключено, что такую же ограничительную политику придется проводить и российским металлургическим компаниям.

Хорошо, когда хотя бы часть отечественной экономики продолжает быстро бежать вперед. Но многие вынуждены сбавлять темп.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»